Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2007

Вторая тетрадь. Школьное дело
Куценко Елена

У книжной полки

Дж.Гатто
Фабрика марионеток
М.: Академический Проект, М.: Генезис, 2006.


У книги два подзаголовка. Один объясняет ее содержание: скрытая суть обязательного школьного образования. А второй – жанр: исповедь школьного учителя.

Автор с горечью говорит о том, что дети, приходящие к нему в класс, безразличны к миру взрослых, к будущему и прошлому. Они нелюбознательны, не могут надолго сосредоточиться ни на чем, жестоки друг к другу, несамостоятельны и пассивны (думаю, в этом многие коллеги с ним охотно согласятся). Виновата же в перерождении нового поколения… школа. Не отдельные программы или учителя, которые сами становятся жертвами системы, а школа как социальный институт (а вот это утверждение может вызвать протест). И ребенок должен проводить в школе меньше времени, чтобы освободить его для жизни и развития.

Право на такое шокирующее мнение, что школа – фабрика марионеток, дает автору двадцатишестилетний учительский стаж и, самое главное, форма исповеди. Он не говорит: виноваты «вы» или «они», он говорит: «я».

Я, учитель, каждый день даю школьникам независимо от преподаваемого предмета семь уроков. Первый – урок бессистемности. Все предусмотренные программами сведения хаотичны, отрывочны, их построение нелогично и не имеет отношения к жизни ребенка.

Второй приучает делить людей на группы и жить в соответствии с навешенным на тебя ярлыком.

Третий – урок безразличия. Все, чем ты сосредоточенно и с увлечением занимался 45 минут, нужно бросать, едва прозвенит звонок, и бежать на следующее занятие, которое прервется так же бессмысленно.

На четвертом уроке дети привыкают к эмоциональной зависимости от учителя. Все, что они делают в школе, они делают с разрешения. Вся школьная система оценок, поощрений, наказаний, замечаний подчиняет волю ребенка командной системе.

Пятый – тоже зависимость, интеллектуальная. Учитель говорит, что и как делать, дети выполняют. Учитель передает знания, дети усваивают и воспроизводят.

Шестой урок лишает самооценки. Мнение школьника о себе целиком должно зависеть от оценки окружающих.

И, наконец, седьмой урок – урок полной подконтрольности. Весь школьный уклад направлен на то, чтобы у ребенка не было ни личного пространства, ни личного времени.

Эти страницы, где описание каждого урока начинается с «Я учу», читаешь со все возрастающим ошеломлением и, как ни странно, с благодарностью к автору, который имел мужество написать о том, на что я старалась закрыть глаза.

А.С.Галанов
Как пройти аттестацию
М.: Айрис-пресс, 2006.


Сообщая в подзаголовках, что это советы психолога и методические рекомендации, автор явно поскромничал. Под обложкой небольшой по объему книжки можно найти еще и советы физиолога, диетолога, стилиста, фониатра.

Учитывая, что аттестация – дело довольно неприятное, бессмысленное, но неизбежное, можно использовать ее как повод заодно заняться собой с разных сторон. В первой части собраны тесты для самостоятельной оценки своих профессиональных и личных качеств. Разнообразные и снабженные довольно понятными инструкциями. Пользуясь ими, вы сможете определить (насколько это вообще возможно с помощью тестов) уровень своей общительности, эмпатии, агрессивности, тип педагогической деятельности.

Во второй части собраны материалы для оценки учителя: профессиональная характеристика, анкеты для экспертов, учеников, родителей, для оценки уроков, кабинетов, для самооценки. Причем результаты рассчитываются по таким устрашающим формулам, что есть соблазн перейти сразу к третьей части.

И найти в ней советы по написанию творческой работы. Ознакомившись, могу сказать одно: если вы собираетесь писать и особенно оформлять такую работу, то педагогическую (и всякую другую тоже) деятельность придется оставить.

Но самая интересная – последняя глава, из которой можно узнать, как настроиться перед защитой, как нужно вести себя, чтобы произвести благоприятное впечатление, как запомнить длинный и трудный текст (вероятно, тот, что вы оформляли в прошлой главе).

В соответствии с рекомендациями можно даже определить тип своей внешности и узнать, какие цвета в одежде и косметике вам идут. И даже если вы, воспользовавшись советами, лишь купите себе костюм цвета «манго» или «парижского синего», накраситесь тенями «цвета абрикоса или шампанского», сделаете хорошую стрижку, начнете пить витамины и заниматься аутотренингом, книжка будет прочитана не зря.

Рейтинг@Mail.ru