Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2007

Вторая тетрадь. Школьное дело
Фролова Ольга

На каком основании забрали часы?

На школьном календаре – время комплектования классов на будущий учебный год, распределения нагрузки. Как известно, часы и преемственность – самые болезненные темы для любого учителя и руководителя. В каждой школе они решаются по-разному, смотря какие приоритеты у образовательного учреждения.

Вот и нам пришло письмо:

«Я вновь назначенный директор школы. Прежний директор раздавал часы и должности по принципу личного расположения к сотрудникам, я, взявшись разбираться, столкнулся с ситуацией, когда мне отовсюду судом угрожают.

Учительница имеет 43 часа: ведет ОБЖ на ставку, 10 часов истории и 4 – танцевальный кружок. Когда я предложил ей отдать с 1 сентября историю специалисту, у которого часов и на ставку не хватает, она сказала: «Буду судиться!»

Учитель начальных классов ведет свой класс, имеет классное руководство в пятом плюс занимает должность вожатого. На каком основании я могу освободить ее от занимаемой должности?»

Мы связались с Федеральным центром образовательного законодательства. Зачитали письмо и спросили: «Каков порядок распределения учебной нагрузки педагогических работников?» Ответ специалиста был таким:

– Действительно, в соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №196, установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации. Не может он быть уменьшен по инициативе администрации и в следующем учебном году. За исключением двух случаев: уменьшение количества часов по учебным планам и программам; сокращение количества классов (групп продленного дня). С учетом этих случаев учебная нагрузка педагогических работников может быть разной.

Действительно, по Типовому положению «неурегулированные разногласия между руководителем образовательного учреждения и педагогическим работником, в том числе по вопросам установления или изменения индивидуальных условий труда, рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами – статьи 381 и 382 Трудового кодекса Российской Федерации».

Однако в том же Типовом положении говорится, что «объем учебной нагрузки устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, из обеспеченности кадрами и других условий работы в данном общеобразовательном учреждении». Это существенно: производственная необходимость. Однако нагрузка в 43 часа, ведение дисциплин, в которых педагог не является специалистом, допустимы лишь в крайних случаях и требуют специального разъяснения в приказе.

Более того, в Типовом положении написано: «Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника». Таким образом, по поводу каждого дополнительного часа с работником заключается ежегодный письменный договор.

…Теперь новоиспеченному директору придется поднять все приказы о назначении работников на должности, проверить, грамотно ли они составлены с юридической точки зрения, в том числе – соответствуют ли Уставу школы и Положениям местного органа управления образованием.

Рейтинг@Mail.ru