Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

Более 40% учеников 3–4 классов чувствуют себя на классном собрании как на уроке. К такому выводу пришли сотрудники лаборатории педагогической диагностики ИСМО РАО в ходе исследования, которое проводилось в школах Москвы и Подмосковья.

На классном собрании дети в основном слушают «объяснение» учителя, отвечают на вопросы. Среди типичных видов деятельности школьники отмечают: запись отметок в дневник (более 30% опрошенных учеников); разговоры об успеваемости (29%), обсуждение поведения отдельных учеников (10%).

Понятно, что такой подход не способствует личностному развитию ребят. Как пишет заведующий лабораторией педагогической диагностики О.Рудник в статье «Организация воспитательной работы» («ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ», № 1 за 2007 год), результатом становится формирование стереотипного отношения школьника к классному часу как к дополнительному уроку, формальному мероприятию, на котором «нужно посидеть». К четвертому классу число учеников, готовых обсуждать «нешкольные» темы, снижается с 40% (в третьем классе) до 25%. Только 30% учеников считают, что стоит обсудить проблему «Как научиться общаться так, чтобы тебя понимали и слушали», лишь 15% видят смысл в разговоре на тему «Как мы проводим свободное время».

С точки зрения О.Рудника, эффективным способом внеклассной работы может стать проведение циклов классных часов. Например, по тематике человеческих взаимоотношений, образа жизни, развития организационных навыков и повышения самооценки. При разработке конкретных тем автор рекомендует обратить внимание на такие особенности младших школьников, как желание продемонстрировать собственные способности, возможности, самостоятельность. А также на то, что далеко не все дети имеют возможность проявить свои лучшие качества на уроке. На занятиях комфортно себя чувствуют лишь те ученики, которые успешны в учебе. Но и слабо успевающий ребенок может быть хорошим организатором, спортсменом, нестандартно мыслящим и самостоятельным в быту.

В этом же номере размещена статья учителя Краснодарской гимназии «Эврика» В.Морозовой «Материалы к родительскому собранию».

На каких принципах должны складываться отношения учителя и семьи? Морозова уверена: источником благополучия ребенка является любовь к нему родителей. Дети остро переживают недостаток заботы и ласки. Поэтому учитель часто напоминает взрослым: ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит, и ему самому тоже нужно кого-то очень любить.

Надо стремиться к тому, чтобы было как можно меньше вызовов отцов и матерей в школу для моральных нотаций и как можно больше человеческого общения.

Автор также приводит психологические правила подготовки и проведения родительских собраний. Например: перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение. Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей. Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно детям учиться. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку. Всегда можно найти, за что сказать родителям спасибо.

Стандартные реакции учителей на агрессию учеников скорее усугубляют проблему, нежели способствуют перевоспитанию. Так, по данным отечественных исследований, большинство школьников с нарушениями в поведении считают, что они постоянно и незаслуженно подвергаются вербальной агрессии (посредством интонации, содержания речи), унижению достоинства со стороны учителей.

В статье Н.Петруся «Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия» («Начальная школа», № 1 за 2007 год) описаны наиболее часто встречающиеся у детей виды агрессивности, а также даны советы учителю: как вести себя в подобных ситуациях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru