Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
 

Редакция

За пять минут до начала занятий

Упражнения, которые настраивают детей на совместную работу

«Ледоколы» – специальные упражнения, которые помогают детям:

  • ближе узнать друг друга (во вновь созданных классах – познакомиться);
  • создать атмосферу доверия в классе, рассеять тревогу, скованность, напряженность;
  • привлечь к участию и взаимной поддержке;
  • научить взаимоуважению.

Учителю такие упражнения помогают стимулировать детей, развивать в группах сотрудничество и взаимодействие. Упражнения, как правило, короткие, рассчитаны на 5–15 минут (а то и меньше), и проводить их можно не только в начале урока (или классного часа), но и по необходимости: при изменении настроения в классе, снижении темпа работы.

Вот несколько таких примеров.

«Моя ладошка». Для этого упражнения учителю не надо специально создавать группы учеников – в нем участвуют дети, сидящие за двумя соседними партами. Дети обводят на листе бумаги (можно в рабочей тетради) свою ладошку, в центре контура пишут свое имя. На одном из пальцев (это может быть контур мизинца) ученик пишет качество, которое он в себе ценит (например: ответственный, люблю учиться, люблю животных). Затем тетрадь начинает гулять по кругу: от одного ученика к другому. Каждый ученик записывает на «свободном пальце» какие-нибудь добрые слова владельцу ладони. Например: добрый, умный, хороший друг, отличный товарищ. Когда тетрадь вернется к хозяину, останется один пустой палец. Сюда можно вписать слова, которые «владелец» ладони хотел бы услышать о себе. На упражнение уходит не более 3–5 минут, и значит, вполне может быть уместно на любом уроке. А эффект! Ведь человеку приятно слышать хорошее о себе, тем более детям в сложный период взросления.

«Восковая свеча». 6–8 учеников становятся в круг, тесно прислонившись друг к другу плечами. Один ученик – в центре круга. Тот, кто стоит в центре, расслабляется и начинает свободно падать на руки товарищей. Задача образующих круг – мягко ловить товарища и легонько отталкивать от себя, чтобы он начал падать в другую сторону. Таким образом, стоящий в середине свободно раскачивается между товарищами. Необходимо следить, чтобы раскачивающие не применяли излишнюю силу. Упражнение ориентировано на проявление не физической силы, а взаимной ответственности и эмпатии. Стимулирует развитие взаимного доверия, развивает умение расслабляться, снимать напряжение. Создает возможности для тактильного (прикосновение) контакта. Это упражнение, конечно же, не проведешь на уроке, так как учебное время всегда на вес золота, но оно хорошо подходит для классного часа, когда нужно создать обстановку доверия.

«О себе». Каждый ребенок получает лист бумаги формата А-4, разделенный на следующие «окна»:

Я (кем себя представляю или с кем / чем себя ассоциирую)

Я дома (что люблю и умею делать лучше всего)

Я в школе (кем себя ощущаю, как люблю учиться, что лучше всего получается)

Мое хобби (чем увлекаюсь в свободное время)

Каждое «окошко» ученик заполняет в произвольной форме (рисунком, схемой, символом, словами…). Затем дети, сидящие на двух соседних партах, делятся этой информацией с товарищами, а листочки вывешивают на стенах класса. Получается своеобразная портретная галерея. Это очень хорошее упражнение для сплочения ученического коллектива. Ребята больше узнают друг о друге, иногда у них даже меняется представление о своих товарищах по классу, они находят друзей по интересам.

Для того чтобы создать теплую, дружественную среду в классе, достаточно бывает и совсем простых вещей: сказать своему соседу по парте комплимент, улыбнуться перед началом урока, поблагодарить за работу, помощь (всегда можно найти за что) в конце урока. И уже с другим настроением начать работу на уроке или выйти из класса после урока.

Рейтинг@Mail.ru