Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ
 

Филипп МЕРКУЛОВ

Заключаем учебный договор

Он позволяет учителю заранее очертить перед классо
поставленную задачу и помочь каждому ребенку достичь того уровня,
на который он способен

Большая часть года позади. Казалось бы, учитель и класс должны были приспособиться друг к другу. Но то и дело вы слышите: «Не понимаю я», «Вы не так говорили», «Мы не договаривались». Вы теряетесь: не препираться же с детьми. С другой стороны, и в самом деле, а всегда ли мы заранее договариваемся с детьми о предстоящей работе, всегда ли они имеют ясное представление о поставленных вами целях, о требованиях, которые вы собираетесь им предъявить? Договариваться, естественно, нужно не в разгар урока, а перед началом изучения или повторения какой-то новой темы, перед серией уроков, направленных на подготовку к большой контрольной.

Договор с классом

Договор можно заключить и с отдельным учеником, испытывающим трудности в учебе, и с группой детей, у которых есть общая проблема, и они могут решать ее совместными усилиями. Договор может быть заключен с целым классом перед началом изучения (или повторения) большой темы.

Учебный договор с классом – наиболее частый случай в педагогической практике, поскольку такой договор наиболее однозначен, объективен, предопределен во многом требованиями программы, равно довлеющей как над взрослым, так и над детьми.

В начале работы над темой педагог составляет с классом или cразу раздает на парты, вывешивает в классе табличку, где указаны цели работы и три-четыре степени сложности.

К примеру, в таблице, предложенной учителем истории ученикам 6 класса, две колонки. Первая колонка – даты, географические названия, имена исторических деятелей, понятия и их определения. Вторая колонка – вопросы, то есть все остальное. Все поделено на три уровня требований: минимальный – то, что знать необходимо (тут придется учителю вычленить из обширной программы действительно минимум, доступный самому слабому ребенку, если он приложит хоть какие-то усилия; в основном это конкретные вопросы на воспроизведение учебника, лекции учителя); средний и высший уровни – более сложные, предполагают работу с дополнительными источниками, определенную самостоятельность мышления.

Эти таблицы не являются официальными документами, они открыты для обсуждений и изменений. Более того, когда вы только начинаете составлять такие договоры, отнеситесь к ним как к эксперименту и детей об этом предупредите. Только опробовав договор, касающийся той или иной темы, в двух-трех классах, вы можете надеяться, что охватили все основные вопросы раздела. Не завысили и не занизили планку, дали ученикам достаточно времени. И тем не менее в каждом классе этот договор будет выглядеть иначе.

Условия договора описаны предельно конкретно. Нельзя потребовать: «уметь охарактеризовать черты правления фараона такого-то». К теме существуют разные подходы, вдруг характеристика ученика покажется вам ошибочной. Зато можно прочитать и пересказать такой-то параграф, такую-то статью, знать, как объясняет явление тот или иной автор, какие земли завоевал тот или иной правитель. А оценка, суждение ученика – это тема для обоюдоинтересного диалога.

Если минимальные требования безусловны, то средний и высший уровни – действительно результат соглашения сторон, учет интересов и пожеланий как учителя, так и учеников.

В соответствии с уровнем

Проще всего превратить подобные таблицы в критерии оценивания. Ученик видит, на что претендует, учитель понимает, какие требования предъявить: минимальный уровень – «3», средний – «4», максимальный – «5». Более сложный вариант – учитель ведет урок, ориентируясь на средний уровень требований, показывая ученикам, какой именно пункт договора они сейчас изучают. В конце урока вопросы договора становятся вопросами самостоятельной работы, указываются минимально обязательные требования (появляется право на ошибку), предлагается дополнительное задание (хочешь – делай больше, получай дополнительную пятерку, если получится). Дети спокойны. Никаких неожиданностей, контрольная – испытание, но не западня. Есть возможность самооценки, самоконтроля.

Третий способ работы с таблицами: ученики перед началом работы по теме, внимательно изучив таблицу, выбирают тот уровень, которому хотят соответствовать. Понятно, что оценки в журнале должны зависеть от выбранного учеником уровня, но не так примитивно, как в первом случае. Качественно выполненный минимальный уровень вполне может быть оценен выше, чем кое-как дотянутый средний. О критериях оценивания придется договариваться отдельно.

В любом случае не навязывайте ребенку своего мнения, пусть он выберет тот уровень, который хочет, понимая, как будут оценены его максимальные или минимальные усилия. Означает ли наличие трех уровней необходимость для учителя готовить три разных конспекта урока? Нет! Он ведет урок по среднему уровню, делая некоторые дополнительные замечания, давая дополнительные задания, дополнительную литературу тем, кто претендует на максимум. Затем предлагает ученикам попробовать ответить на вопросы таблицы. Ребят можно объединить в три группы. Учитель не старается всех учеников вытянуть на максимальный уровень, он стремится договориться о целях и требованиях и предоставить детям возможность выбирать в соответствии с их интересами и способностями и быть успешными, каков бы ни был их выбор.

Договор с учеником

Индивидуальный договор – это очень тонкая педагогическая проблема. Ребенок обязательно должен относиться к нему серьезно, не как к игре или вынужденной мере (лишь бы отстали!). Иначе никакого смысла в этом договоре не будет. Участие в выработке условий договора, возможность изменять их, приспосабливать «под себя» помогут ребенку избежать провала.

При заключении договора вы в сущности выстраиваете с ребенком индивидуальную работу, направленную на достижение конкретной узкой задачи. И здесь каждый должен исполнить свою часть работы: ученик – сделать определенные задания, выучить, осмыслить некоторую информацию. Учитель – помочь ребенку преодолеть трудности, предложить ему необходимые материалы, в том числе адаптированные к индивидуальным возможностям, оценить его достижения, даже самые незначительные. Естественно, это требует больших усилий, возможно, большей методической оснащенности, чем обычная подготовка к уроку.

В договоре обязательно следует записать как можно точнее следующие моменты: цель; ожидаемые промежуточные и окончательные результаты, итог всей деятельности; конкретные шаги, программа действий; имеющиеся в распоряжении ребенка ресурсы; форма оценивания конечного результата, критерии, по которым можно будет судить, что договор исполнен; срок действия.

Договор может быть заключен между учителем и учеником не только по поводу решения учебных проблем ребенка, выстраивания индивидуальной образовательной траектории, но и относительно совместной программы действий, сотрудничества в осуществлении определенного проекта.

Проблема, решение которой и является предметом договора, выявляется в совместном обсуждении, а не навязывается педагогом. Опираться надо на имеющиеся у ребенка достижения или хотя бы на его желание добиться определенной цели. Скромный, но исполнимый договор гораздо полезнее того, где намечены правильные высокие цели, которые никогда не будут достигнуты.

Составляя условия договора с отдельным ребенком или с группой детей, нужно очень внимательно выслушать все предложения, пожелания учеников. И только потом учитель получает право высказать свою точку зрения. Ни один спорный пункт не должен войти в окончательный документ. Ученик, исходя из своих возможностей, привычек, условий жизни, должен сам сказать, какая помощь ему нужна, только потом что-то предлагает педагог.

Обязательно нужно предоставить возможность ученику контролировать себя самостоятельно, чтобы он не чувствовал на себе мелочной опеки и в то же время сознавал меру личной ответственности, лежащей на нем. Не на педагоге, не на родителях и не на одноклассниках.

Момент принятия решения очень важен. Даже после подписания договора (а это значимая процедура) можно дать ученику на размышления два-три дня, в течение которых он может изменять условия или вовсе отказаться от договора, и это не будет считаться неисполнением обязательств.

Передача власти

Договор устанавливает более равноправные отношения сторон, чем традиционно принято в школе. Поэтому многие педагоги подозрительно относятся к договорным отношениям, считая, что толку из них не выйдет, дети все равно забудут об обязанностях и будут «качать права».

Установление договорных отношений – это во многом вопрос передачи власти. Власть учителя над учеником отчасти сменяется властью знаний, дела. Поэтому надо заранее и четко разделить то, что касается власти учителя как носителя и «передатчика» знаний и области педагогики как взаимоотношений взрослого и ребенка.

Слишком жестко сформулированные задачи, условия договора, преподнесенные как непререкаемая истина, могут вызвать протест учеников, отказ от работы. Слишком высоко заданный уровень отпугнет слабых детей. В то же время установление нескольких степеней сложности заставит активно трудиться всех учеников, от отстающих до продвинутых. Задавая планку, надо внимательно проанализировать тот реальный уровень знаний, умений, которым владеют сегодня ваши дети.

Слова и выражения договора должны быть абсолютно понятны каждому ученику и не допускать никаких иных толкований.

Важнейший пункт договора – время. Именно он позволяет ребенку планировать свою учебную деятельность, а вам – контролировать его продвижение. Помните, что никто не работает круглосуточно. Нужно предусмотреть необходимость пауз, отдыха, веселья. Договор не может быть вечным, или слишком долгим (для ребенка месяцы, как годы), или слишком кратким (чуть расслабился – уже проиграл, да и результат не очевиден). Хороший срок – один-два месяца в зависимости от возраста ученика.

В любом случае человеческие отношения важнее учебных достижений.

Успешным договор будет при выполнении трех необходимых условий: ученик понимает значимость данной деятельности, считает себя способным ее осуществить, может самостоятельно оценивать уровень своего продвижения.

Рейтинг@Mail.ru