Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
 

Светлана РОЖКОВА,
кандидат педагогических наук
Ростов-на-Дону

Особенности педагогической культуры
учителей-мужчин и учителей-женщин

Результаты исследований свидетельствуют:
гендерные особенности педагога влияют на способы
и результаты обучения

На школьных февральско-мартовских праздниках вновь звучат поздравления в адрес дорогих учителей-мужчин и любимых учительниц; проходят капустники в честь «наших мальчишек» и «самых лучших девчонок». Что придумали девочки? Чем удивят нас мальчики? Как лучше поздравить директора, что написать обэжэшнику и какой сюрприз организовать для классной? И – «не смотрите, сюда нельзя, не подслушивайте, пожалуйста» – конспирация, волнующая тайна, строгая секретность.
Казалось бы, просто традиция такая сложилась. Но почему? Зачем-то это нужно детям: объединиться всем девочкам, чтобы удивить и обрадовать мальчиков; мальчикам – чтобы с лучшей стороны проявить себя перед девочками; всем вместе – для громового-хорового праздничного приветствия учителя в день 23 февраля или 8 Марта?
Или это архаическая память срабатывает: мужская пляска, женская половина дома, разделение труда, социальные роли. Мы разные, и мы друг для друга. И у нас есть потребность это проманифестировать. Потому-то так шумно проходят в школе эти предвесенние праздники.
Есть повод задуматься: ведь стиль преподавания тоже в значительной мере определяется социально обусловленными различиями между мужчинами и женщинами. До последнего времени влияние этих различий не учитывалось педагогической практикой.

Какими мы представляем себя

Учителя-мужчины говорят о себе как о понимающих, независимых, спокойных, прямолинейных, заботливых и сильных. Они обнаруживают у себя склонность быстро принимать решения, защищать свои взгляды и помогать другим.

Учителя-женщины описывают себя как способных сочувствовать, правдивых и прямолинейных, жизнерадостных, совестливых и надежных, искренних и тактичных. Они считают, что способны анализировать ситуацию, имеют четкую собственную позицию, могут защищать свои интересы.

Но ответы на вопросы – это одно, а реальная жизнь – совсем другое. Результаты многих исследований говорят о существовании заметной диспропорции между тем, как учителя позиционируют себя, и тем, как они действуют в реальной педагогической ситуации.

Мы же через призму исследований

Многих учителей-женщин отличает завышенная требовательность к учащимся, пристрастие к контролю. В них нет готовности к изменениям. Они часто винят других, например учеников, в своих неудачах. Типичным объяснением снижения успеваемости является довод о том, что ученики стали хуже.

Определяя особенности педагогической культуры учителя-женщины и учителя-мужчины, исследователи не только анкетировали, но и наблюдали, изучали, как сам учитель анализирует стиль своей педагогической деятельности. Эта диагностическая технология позволила определить скрытые проблемные точки в профессиональной деятельности учителей разного пола.

Проблемные точки женской педагогики

Личностно-смысловые: противоречие между потребностью в профессиональном росте и необходимостью выполнения своей гендерной роли приводит к внутренним конфликтам, появлению чувства вины по отношению к семье; большая внушаемость, чувствительность к социальному давлению; ориентация на внешнюю оценку и поддержку. Не всегда получая поддержку, учителя-женщины часто берут на себя чужие обязанности, что создает дополнительное напряжение, истощает эмоциональные и физические ресурсы, вызывает обиду на окружающих. Они очень нуждаются в позитивной оценке своего труда, ее отсутствие приводит к появлению ощущений ненужности, нереализованности, бесполезности. Часто испытывают разочарование в работе, профессиональное неудовлетворение, вызванное личными взаимоотношениями, невысокой оплатой труда, низким статусом профессии, большим объемом выполняемой работы. Характерны тревожность, неуверенность в себе, боязнь успеха, зависть.

Социально-культурные особенности: широкий круг социально-культурных интересов, однако знания часто носят бессистемный, поверхностный характер. Обнаружена склонность скрывать интерес к типично мужским областям знаний или деятельности, например, к политике, компьютерным технологиям, технике. Это происходит из боязни показаться неженственными.

В профессионально-исследовательской деятельности для учителей-женщин более важны взаимоотношения в коллективе, условия труда, личностные отношения на работе и в меньшей степени – содержание деятельности. Они предпочитают хорошо известную, привычную деятельность, и даже их исследования носят в основном репродуктивный характер. Предпочитают практическую деятельность теоретической.

В коммуникативной сфере учителям-женщинам присущ межличностный способ самоактуализации, другие формы реализации своего потенциала они не используют, и это снижает их профессиональную продуктивность. Они более склонны к вербальной деятельности и хуже, чем учителя-мужчины, регулируют свое эмоциональное состояние.

Информационные трудности связаны с преобладанием вербального интеллекта над зрительно-пространственным, и это осложняет овладение современными поисковыми технологиями. При обработке информации они количество предпочитают качеству.

Проблемные точки мужской педагогической культуры

Личностно-смысловые: деятельность учителей-мужчин менее эффективна в силу того, что они часто не связывают свои долгосрочные жизненные планы со школой и чаще, чем учителя-женщины, работают по совместительству. Они не склонны рассматривать успех учеников как свой личный успех, поэтому менее заинтересованы в нем. Неудачи учеников они объясняют их ленью, глупостью, но не промахами в своей деятельности. Неудовлетворенность педагогической работой обусловлена в основном материальными условиями. У них слабо развита потребность повышать свой общекультурный уровень и расширять свои знания.

Социально-культурные проблемы учителей-мужчин в том, что они менее толерантны в социальном, личностном и межкультурном отношении, более консервативны в гендерных и национальных вопросах.

В профессионально-исследовательской деятельности они стремятся к управлению учениками, а не к сотрудничеству с ними. В своей работе больше ориентируются на глобальные цели и не всегда могут правильно сформулировать промежуточные цели и задачи своей деятельности. Им сложнее налаживать совместную работу в педагогическом коллективе, труднее строить отношения с администрацией учебных заведений, которая состоит преимущественно из женщин, а их психологические особенности мужчины знать не хотят.

В коммуникативной сфере у мужчин преобладает зрительно-пространственный интеллект, а вот вербальный развит меньше, что препятствует свободе коммуникации. Предпочитают профессиональное общение межличностному, поэтому не очень стремятся наладить тесный контакт с учащимися во внеучебное время.

В информационной сфере деятельности качество материала предпочитают объему, склонны к исследовательской работе и решению проблем, а не к поиску готового шаблона или алгоритма решения.

…Надеемся, знание этих особенностей поможет учителю в совершенствовании собственной педагогической культуры и даст ключ к пониманию педагогической культуры коллег.

Рейтинг@Mail.ru