Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Елена КУЦЕНКО

У книжной полки

Идеи Корчака сегодня
М.: Демократическая школа, 2006.

«Ты вспыльчив, – говорю я мальчику. – Ладно, дерись, только не слишком больно, злись, но только раз в день. Если хотите, в этой одной фразе я изложил весь педагогический метод, которым пользуюсь». Это слова Януша Корчака. В педагогических институтах о нем говорят скороговоркой. Большинство российских педагогов что-то слышали об опыте работы в Варшавском Доме сирот. Для них Корчак – это история педагогики.
Но в других странах идеи корчаковской педагогики, придуманная им модель детского сообщества, принципы отношения к ребенку очень даже востребованы. Среди авторов сборника – педагоги из Бразилии, Франции, Германии, Голландии, Швейцарии.
Справедливости ради нужно сказать, что Корчаковское общество существует и в России. За счет личного энтузиазма: очень уж трудно приживаются его идеи на каменистой ниве нашего образования. Посудите сами: «относиться к детям серьезно; уважать их пожелания, помогать им идти по выбранному пути, пусть и “другому”»…
Авторы сборника много цитируют Корчака, приводят воспоминания его воспитанников. Эти фрагменты будут интересны даже тем, кто прочел все изданные у нас книги Старого Доктора: ведь опубликована у нас лишь малая часть. И практически за каждой цитатой следует комментарий из дня сегодняшнего, примеры того, как идеи более чем полувековой давности воплощаются сейчас. Многое изменилось, но дети не меньше чем раньше нуждаются в под-
держке, уважении их прав.

Пьер Бурдьё, Жан-Клод Пассрон
Воспроизводство: элементы теории системы образования
М.: Просвещение, 2007.

Название сложное, как, впрочем, и сам текст. Авторы анализируют роль школы в обществе. Но при чем здесь воспроизводство? Учителя часто грешат тем, что, сокрушенно кивая на социум в целом и отдельные семьи, на преступность и невостребованность культуры, на оскорбительное поведение богатых и унизительный уровень жизни бедных, пожимают плечами: чего стоят все мои благие призывы против всего этого? Но ведь все они: родители наших учеников, хозяева жизни и представители самых низших слоев, преступники и законодатели – все они учились в школах. Если из вчерашних детей вырастают такие взрослые, значит, и школа отчасти несет за это ответственность.
Авторы напоминают нам, что, говоря о школе, мы много раз употребляем слово «воспроизводство» в разных контекстах.
Прежде всего школа воспроизводит принятую в обществе культуру, знакомит с ее образцами каждое новое поколение детей. Но общество неоднородно. А в школе транслируется культура господствующей социальной группы.
В то же время школа воспроизводит модель социума со всеми его проблемами и недостатками. В частности, неуклонно воспроизводится неравенство. В книге описаны реалии французского образования, но такого вопиющего неравенства и расслоения общества, как в нынешней России, Франции и не снилось, по крайней мере в новейшее время.
Дети, только пришедшие в школу, уже не равны по своим возможностям. А в процессе обучения это неравенство только углубляется. И все устройство школы направлено на это.
Мы привыкли к картине школьной жизни и не замечаем очевидного. Авторы дают нам возможность увидеть ситуацию свежим взглядом. Неравенство утверждается при отборе: при селекции в учебных заведениях имеют значение пол и социальное положение. Неравенство продуцируется в отношениях ученик–учитель: хуже всего приходится тем, кто плохо усваивает материал, им достается меньше внимания, и шансы сравняться с успешными ровесниками уменьшаются с каждым учебным годом.
И это только часть недостатков школьной системы, описанных в книге. Но авторы не только фиксируют проблемы. Они предлагают выход, будучи участниками разработки школьной реформы. В частности, Пассрон предлагал создавать зоны приоритетного образования в неблагополучных районах. Только так можно выравнивать культурный уровень детей, из которых потом вырастают взрослые. Ведь если не школа, то кто?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru