Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕКТОР
 

Людмила КОЖУРИНА

Если в школе нет условий для профильной подготовки,

ее можно вести дистанционно

Трудностей обучения на профильном уровне так много, что большинство учреждений, особенно в сельской местности, не в состоянии предоставить своим ученикам этот вид образовательных услуг. Один из путей решения проблемы – организация профильной подготовки в форме интернет-обучения.
Повсеместное подключение школ к интернету делает этот путь все более доступным, а развитие программы «Обучение c использованием интернета для решения задач подготовки школьников на профильном уровне» (проект «Информатизация системы образования», НФПК) – все более реалистичным.
Подробности – в интервью Людмилы БОСОВОЙ, председателя экспертной комиссии по профильному интернет-обучению.

– Понятно, что ИКТ способны сделать образование более индивидуализированным, функциональным и эффективным, однако и педагогическая общественность, и родители пока еще скептически относятся к интернету как форме получения образования…
– Все еще нет эффективных, хорошо зарекомендовавших себя и проверенных на практике методик организации интернет-обучения школьников, а имеющиеся цифровые образовательные ресурсы несовершенны. Отсутствуют материалы и готовая методика для дополнительной подготовки и методической поддержки учителей, вовлеченных в процесс интернет-обучения школьников.
Однако главная проблема заключается в том, что до сих пор не существует целостной системы интернет-обучения.

– Расскажите, пожалуйста, о программе.
– Цель программы «Обучение c использованием интернета для решения задач подготовки школьников на профильном уровне» – разработка целостной системы интернет-обучения школьников, которая решит все проблемы в комплексе.
В рамках программы – разработка комплекса организационных решений для внедрения обучения с использованием интернета; подготовка комплектов учебных материалов для профильного обучения по всем четырнадцати/пятнадцати учебным предметам; разработка методики обучения учащихся старших классов через интернет на основе подготовленных комплектов учебных материалов и системы оценки результатов учебной работы; разработка методики использования подготовленных комплектов учебных материалов учащимися для самостоятельного обучения в форме экстерната; разработка методических материалов для дополнительной подготовки и методической поддержки педагогов, участвующих в интернет-обучении школьников, в том числе разработка критериев результативности дополнительной подготовки педагогов; разработка интернет-сайта для методической поддержки педагогов.
Уникальность программы состоит в том, что в нашей стране еще не было столь широкого и целостного опыта разработки всех без исключения составляющих элементов проекта.

– Наших читателей интересуют подробности...
– На первой стадии разработаны рабочие прототипы учебных материалов и программ для преподавания через интернет обязательных общеобразовательных дисциплин на профильном уровне по 14 учебным предметам. Каждый исполнитель (регион, участвующий в программе) на основе этих материалов предложил технологию обучения школьников на расстоянии, свои способы методической поддержки педагогов, комплекс программных средств для реализации этой технологии.
Вторая стадия работ предполагает развертывание экспериментального обучения на профильном уровне школьников 10 классов в семи регионах проекта «Информатизация системы образования». Реальный учебный процесс во всех регионах проекта уже идет.
На третьей стадии будет осуществляться проведение профильного обучения учащихся не только 10-х, но и 11 классов. Судить об эффективности новой формы обучения можно будет по результатам итоговой аттестации выпускников.
– Что происходит на местах?
– В наибольшей степени мы удовлетворены тем, как разворачивается интернет-обучение в Пермском крае. Здесь удачно соединились профессионализм исполнителей и большая заинтересованность представителей региона. В регионе эту деятельность координирует Пермский региональный институт педагогических информационных технологий, конкретно – Николай Стадник.
Интернет-обучение учащихся 10 классов на профильном уровне в Пермском крае проходит как основное. Участвуют 207 учащихся 10 классов. С ними работают учителя, которые прошли соответствующую подготовку: 48 сетевых преподавателей и 8 педагогов-кураторов. Адрес наиболее успешной школы, осуществляющей интернет-обучение на профильном уровне, – пермская гимназия братьев Каменских.

– Как ученик работает с вашими материалами?
– Каждый исполнитель разрабатывает свои учебные материалы, выкладывает их на своей платформе, предлагает свои модели организации учебного процесса. Описать их в рамках интервью невозможно, но в самом общем виде это выглядит так. Представим себе, что в небольшой сельской школе есть несколько учеников или только один, имеющий способности и желание получить образование на профильном уровне, например, по химии. Даже если представить невозможное: в маленькой сельской школе есть учитель-предметник соответствующей квалификации – вряд ли школа своими силами сможет обеспечить этому ученику реализацию его индивидуальной образовательной траектории. Да и нет в сельской школе учителя-химика нужной квалификации. В этой ситуации школьная администрация предлагает ученику и его родителям реализовать образовательный запрос в форме интернет-обучения. Ученик зачисляется в группу к сетевому преподавателю, высококвалифицированному специалисту. Школа согласует расписание занятий и обеспечивает ученику доступ к компьютеру с выходом в интернет. Сетевой преподаватель организует групповую и индивидуальную учебную деятельность. Ученик изучает необходимый теоретический материал, выполняет задания, часть из которых проверяется автоматически в самой системе, а часть направляется на проверку сетевому преподавателю. У ученика есть возможность получать индивидуальные консультации, общаться по электронной почте со своими одногруппниками... Все завершается итоговой аттестацией, например, в форме сдачи ЕГЭ.

– Впечатляет! Но тут у меня сразу два вопроса. Первый: допустим, школьный помощник ученика получает зарплату в школе. А кто оплачивает работу удаленного педагога?
– В школьное штатное расписание вводится должность педагога-куратора, который «присматривает» за учениками, занимающимися с сетевыми преподавателями: помогает им решить технические проблемы, отслеживает их продвижение в учении, доводит до сведения родителей успеваемость по дистанционным курсам. За это он получает зарплату. А вот кто оплатит труд сетевого педагога – пока вопрос, который мы тоже прорабатываем. Разумнее всего ввести лицензирование школы на право ведения педагогической деятельности по осуществлению профильного дистанционного обучения – такое же, какое существует на право давать профильное, основное или полное образование. Пока же, на этапе реализации программы, сетевой педагог получает зарплату в НФПК.

– И второй вопрос. Это скорее недоумение: вы рисуете картинку образования сельского школьника, а для примера ссылаетесь на пермскую гимназию № 4, известную не только отличным составом педколлектива, но и огромным опытом участия в различных интернет-проектах...
– Противоречия нет. В нашей программе обкатываются учебные материалы, методика, организационные модели. Как всегда, хороших авторов мало, дельных экспертов еще меньше. Поэтому мощные школы необходимы проекту как центры апробации и экспертизы. Дети и педагоги этих школ хорошо понимают суть дела, с ними возможна более точная обратная связь. Там не будут по поводу любых материалов говорить: «Все хорошо… Все понятно», а укажут на недостатки и посоветуют, как их устранить. Материалы должны быть максимально высокого класса, чтобы и ученик, и школьный педагог подтягивались за ними.
И потом: нет такой отличной школы, где бы все четырнадцать предметов вели только специалисты экстра-класса...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru