Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2007
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Людмила КОЖУРИНА

Профильное обучение: проверка практикой

Экспертиза профессионального сообщества

Профильное обучение как концепция выглядит неплохо: «индивидуализация образования», «предметы по выбору», «образовательные пробы», «самоопределение», «углубленное изучение». А как практика – весьма болезненно: огромных усилий стоит ломка учебных планов, переучивание, организация диагностики, сочинение и экспертиза курсов, «гибкое» расписание. Плюс ведение дополнительной отчетности, при том что старую никто еще не отменял; плюс отсутствие готовых механизмов решений на федеральном и региональном уровнях – за чем следует непроизводительная трата сил; плюс упования на энтузиазм и бескорыстное служение, потому что результаты, как это хорошо видно, несоизмеримо малы по сравнению с затратами сил.
Кто куда собирался, тот туда и поступил, а кто никуда не собирался, того никуда и не продвинули. Ученики с изумлением наблюдают за поднявшейся вокруг профилей шумихой, а учителя хоть и пишут, и ведут что требуется, с ностальгией вспоминают «нормальные» программы и расписания, не могут взять в толк, почему «неизвестно что» вводится за счет сокращения понятных и, с их точки зрения, необходимых школьных занятий.
Люди исполняют приказ, но как они оценивают происходящее?
О чем думают? Ведь если идея не овладела умами педагогов, вряд ли можно мечтать о ее органичном воплощении.
Об этом – материалы нашего заочного «круглого стола».

Нулевой курс

Алексей Нелькин, Петербург. Профильная школа – это фантом. Есть гимназии с самым разным уклоном, они уже давно большее количество
часов отводят на изучение отдельных дисциплин. Увеличение объема учебного материала в этих гимназиях, как правило, происходит за счет
перетаскивания его из вузовской программы первого курса. И методики оттуда же: лекции под запись, конспектирование, «беседы».

Надежда Болсуновская, Красноярск. К сожалению, и выбор профильных предметов в профиле, и расчасовка не зависят от реальных потребностей учеников. С экзаменами в вуз они стыкуются плохо. Зачем, например, в экономическом профиле ученик изучает географию 9 часов в неделю, если вуз принимает экзамен по экономике, а не по географии? Вот и приходится ученику углубляться в не нужную для поступления информацию, параллельно учась на курсах или занимаясь с репетитором.

Оксана Чепкасова, Барнаул. В нашей школе большая часть курсов направлена на подготовку детей для дальнейшего обучения в профильных филологическом или физмат-классах. Курсы ведут специалисты университета. В этом году группы у нас большие – по 25–28 человек, это связано с учебной нагрузкой и с оплатой. Мы создали сетевой план, списки элективов направили во все школы города, но дети выбирают то, что есть в их школе: это связано и с безопасностью, и с затратами на проезд.

Александр Драхлер, Москва. Вне школы связь с вузом считается достижением, а внутри воспринимается не так радужно. Самый простой пример – вузовские преподаватели. Школы, зная «общественный запрос», такой практикой гордятся. Но далеко не всегда прекрасный преподаватель вуза успешен в школе. Чем же гордимся? Тем, что в школе есть дополнительный консультационный пункт на тему «С кем можно переговорить по вопросу поступления?».

Стоит ли овчинка выделки?

Елена Симонова, Москва. Наша школа уже давно является учреждением с углубленным изучением английского языка, но по профилю поступают только 6–8 учащихся из 45–48 выпускников. Мое убеждение: настоящее профильное образование дают специализированные колледжи, а в силах школы организовать систему дополнительного образования сообразно интересам учащихся.

Лариса Рахманова, Астрахань. Нужно создавать очень гибкое расписание, что частенько невозможно из-за нехватки кабинетов, загруженности учителей или усталости завуча. Есть, конечно, в концепции профильного обучения  вариант индивидуальных учебных планов, когда ребенок сам определяет те предметы, которые он будет изучать на базовом и профильном уровнях, но это практически не реализуется. Как состыковать расписания?

Ольга Трухина, Москва. Введение в школе жестких профилей привело к тому, что наши ученики все чаще задумываются о переходе на экстернат. Настоящего выбора нет, а что толку углубленно учить в школе те предметы, которые тебе не нужны для поступления? В этом году в ряде школ возрос интерес к универсальным классам. Мотивировка та же: время надо тратить рационально.

Леонид Ахмедов, Архангельск. В конце полугодия посчитал четвертные оценки дочери-девятиклассницы. Их оказалось девятнадцать! Профильные предметы – «Мультимедийные технологии», «Семейная экономика», «Технология предпринимательства» – обязательны для всего класса. А собирается ребенок в мединститут. Кроме нее в этом классе еще человек семь предпочли бы химию, но...

Ирина Черкунова, Кемерово. В этом учебном году у нас два профильных курса по 17 часов, остальные – по 8. Тематика: «Введение в языкознание», «Комбинаторика», «Дополнительные главы физики», «Введение в литературоведение», «Связь с общественностью», «Математическое моделирование жизненных ситуаций», «Школа деловых людей» и другие. Вопрос на засыпку: что и как можно дать по этим темам за это время в этом возрасте?

Надежда Болсуновская. А все сами разбираются. Каждый строит свою модель – кто грамотную, кто не очень. По большому счету принцип «тяп-ляп» у нас узаконен. Ввели, например, в этом году предмет «естествознание», а напечатать учебники для него забыли. В итоге учебников нет, а учить надо. Вот завучи и разбили курс на один час физики, один час химии и один час биологии. Разве это равноценная замена?

«Один час в неделю – это ничто»

Надежда Феофанова, Калининград. Когда на пропедевтическом курсе «Химия рядом с нами» проводишь с детьми «Путешествие по квартире», интересно всем: мы рисуем план всех помещений и начинаем их «обход» с химической точки зрения. Но ведь в профильном классе ученикам предлагается совсем другая химия.

Лариса Рахманова. Разделите 36 часов в неделю на 19 предметов, сколько в среднем на один предмет получается? У ребенка каждый день по шесть разных уроков, к которым надо готовиться. А если еще вспомнить карантины, морозы, выключения электричества, воды, праздничные и предвыборные дни, больничные учителей... И каждый учитель стремится дать и спросить по полной. Учиться детям стало и трудно, и утомительно, и неинтересно.

Алексей Нелькин. Заметно, что по ходу введения профильного обучения никаких положительных изменений в методике не происходит: кто как учил, тот так и продолжает учить. А обучая по базовому курсу, просто выбрасывают темы или сокращают часы. На практике объем учебного материала сокращается, а не увеличивается. Поэтому для учителей проблемой становится базовый вариант: надо «давать» меньше, нежели привыкли.

Николай Идатчиков, Приреченская школа, Красноярский край. Настораживает, что внимание к элективным и профильным курсам принижает роль базовых предметов. Дело в том, что и специализации не происходит, и базовое образование разрушается. Это сужает возможности выпускника найти себя на рынке труда. У нас на курс «Основы выбора профессии» – 100 часов. О чем там говорят, когда в районе безработица? Ситуация на рынке труда непонятна и непредсказуема, никто не знает, что ребенка ждет завтра… Ну какое в этой ситуации может быть углубленное изучение небольшого количества предметов с урезанием базовой части? Времени детей жалко, а ведь там, где осуществляется подвоз детей в школу, детского времени крадется еще больше.

Выбери меня!

Ольга Трухина. Те же элективы... Что скрывать, многие педагоги используют их для подготовки к экзамену в 9 классе. Но и те, которые ведутся, мало помогают в профессиональном самоопределении. И в маленькой группе учесть особенности каждого ребенка невозможно: одни испытывают дискомфорт в групповой работе, другие не переносят рутины, третьи тянутся к техническим устройствам, а те могут подолгу возиться с растениями и животными. Все равно это неволя. На самом деле никто не знает, как работать над методикой развития профессиональных интересов детей.

Алексей Горуцкий, Приреченская школа, Красноярский край. Я веду два элективных курса по информатике: «Основы видеомонтажа», «Основы флэш-анимации». Оба происхождением обязаны Выездной интенсивной компьютерной школе, которая в каникулярное время проводится в нашем районе. Мы запускаем несколько проектов, обкатываем, смотрим: что-то там и остается, а что-то в школу приходит. Школа ведь узел интересов, возникающий вокруг выпускников: и общество заинтересовано в пополнении более подготовленными людьми, и семья стремится поддержать жизненные планы детей, и, конечно, учителя. Вот и отбираем для элективов то, что действительно может пригодиться нашим выпускникам.

Ольга Трухина. По-моему, элективы только расхолаживают. Это ненапряжное времяпрепровождение, дружеские отношения между учителем и детьми, возможность делать то, что тебе нравится, и так, как считаешь нужным, – все начинает переноситься в классы. А на олимпиадах и конкурсах мы видим, какие вследствие этого происходят перекосы и как это может повредить детям. Им и знать, и говорить, и владеть понятийным аппаратом надо для той же правильной ориентации в мире. Их и на вступительных экзаменах теорию спросят, и при устройстве на работу компетентности потребуют.

Алексей Горуцкий. А по-моему, самое неприятное в элективной работе – это расписание. Курс в 16 часов растягивается на месяцы, а то и на полугодие, в то время как к результату человек продвигается интенсивно и для серьезной, увлеченной работы старшекласснику необходимо как минимум 2–3 часа. Но об этом мы пока не задумывались, потому что до сих пор, до элективов, перед нами никогда не ставилась задача создания готового продукта. А ведь флэш-ролик или озвученный видеоклип создать – это не часы за партой отсидеть.

ЕГЭ как профиль

Людмила Владимирова, научный сотрудник ИСМО РАО. Парадоксов много. С одной стороны, например, ставится задача формирования индивидуальной траектории учащихся в обучении, а с другой – всех преследует неотвратимость ЕГЭ. Как натаскивание на тесты способствует проявлению индивидуальности? Или «индивидуальность» так и следует понимать: выбери правильный ответ из четырех?
Алексей Нелькин. Русский в 10–11 классах с двумя вариантами – это вообще несерьезно. Учителя натаскивают детей на ЕГЭ, и как там базовый уровень от профильного можно отличить – тема потусторонняя. Впрочем, они и на уроках литературы вынуждены делать то же самое. Моя точка зрения: «профильное» обучение – желание государства сделать обучение более практичным и прагматичным. Пространство образования ученика все более дробится, а время растаскивается. Качества образования это не улучшает.

Маша Александрова, ученица, Новосибирск. Говорят, профили помогают подготовиться к поступлению. Но школа, будь в ней хоть сто профилей, все равно не дает знаний, необходимых для сдачи вступительных. И я не удивилась тому, что со мной, человеком из гуманитарного класса, на платные курсы по физике пришли ученики из информационного, где 4 физики, и из физмат-класса, где вообще физика каждый день и не по разу. Потому что в школе все предметы даются на понятийном уровне, а это совсем не то, что требуется для сдачи ЕГЭ и поступления. Главный эффект профилей: восемь уроков в неделю с одним учителем – и самый любимый предмет начинаешь тихо ненавидеть.

Быть человеком некогда

Алла Свидерская, Липецк. Давно это было. Все ученики получали одинаковое образование, а после обеда ходили на кружки, где дополнительно занимались тем, к чему душа лежит. Чем не профильное обучение? А сейчас основную программу урезали, изучаем два-три предмета «углубленно»: в отсутствие учебника по математике, физике для гуманитариев, отдельного ЕГЭ по математике для гуманитарного профиля, а также аттестатов нового образца. Какой же смысл в профиле?

Алексей Нелькин. Если исходить из ситуации «школа решила», «родители выбрали», то ясно, что никакого смысла в профильном преподавании литературы или истории нет. Ведь литературовед, историк – это настолько специальная область деятельности, что практиковать углубленную подготовку к ней в школе бессмысленно. А с другой стороны, оба эти предмета дают основу развития личности, расширяют границы опыта, учат гибкости психологических реакций, способности к сопереживанию. Это нужно только гуманитариям? То же с предметами эстетического цикла.
Увы, но сортировка часов, возможность, скажем, уменьшить часы на литературу и увеличить на физику не отвечают на главный вопрос: какую роль играют предметы гуманитарного цикла в общем образовании и наоборот: общее образование в гуманитарном развитии человека?

Алла Свидерская. Страшно, что с сокращением часов уходят подробности. Остаются обобщенные формулировки, выводы, взятые с потолка. Это не прибавляет интереса к учению.

Алексей Нелькин. В практике преподавания гуманитарных дисциплин явная дезинтеграция. Например, МХК, история, литература в старших
классах вторгаются на территорию друг друга – как в программах, так и в реальном преподавании дублируют друг друга. Похожая проблема существует с другой троицей: историей, обществоведением и экономикой.
Пока мы не поймем, какую роль может и должен играть тот или иной предмет в формировании личности ребенка, а будем действовать на авось, ничего у нас, кроме доламывания существующей системы образования, не получится. В нынешнем виде профили дают возможность ребенку избавляться от того, чего он не умеет и не понимает. А надо бы учить его преодолевать трудности, приобретать то, что развивает.

Юлия Позднякова, Железногорск. На самом деле так: ученики многократно внимают одному и тому же – в школе, на курсах, у репетитора. По нескольку раз получают одинаковую информацию, в результате знания у них какие-то книжные. А на выполнение домашней работы времени не остается, они ее в большинстве своем не делают. Особенно по непрофильным предметам. Тем более – творческие задания.

Похоже, пока субъект и объект профилизации – учитель

Надежда Болсуновская. Дети готовы определиться в профессиональном плане к концу 11 класса. Это возрастное новообразование старшего школьного возраста,  а не подросткового. Заставлять определиться к концу 9 класса – это то же самое, что заставлять годовалого ребенка читать. Процент ошибок в выборе профиля большой.

Надежда Феофанова. Можно сколько угодно уповать на подготовку школьника к осознанному выбору профессии, но что делать, если никакие пропедевтические курсы его не привлекли? И вообще – как формируется профиль в школе, которая учит детей, проживающих в ее микрорайоне, и в которой классы набираются внутри школы?
Самые сильные выбрали технический, те, кому все равно, – общеобразовательный, а гуманитарный и естественный – остальные: не самые слабые, но и не сильные дети. Дай бог класс-то набрать!

Николай Родичев, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО. Казалось бы, до банальности очевидно, чем должен заниматься пятнадцати-семнадцатилетний подросток: пробовать себя в разных видах деятельности, не обязательно интеллектуально ориентированной. Ему надо учиться запрашивать информационную, юридическую и психологическую помощь, связанную с продолжением образования, тренироваться в создании и защите собственного, значимого для себя и других образовательного продукта. Искать свою норму и свой формат. Но школе этого не нужно. Ей уютно в своей собственной норме и в своем формате. Ей гораздо проще произносить магические метафоры о более эффективных решениях проблемы. Средство снова и в который уже раз подменило цель.

Надежда Феофанова. Не совсем верно. Если дети – пусть и без особого жела-
ния – оказались, например, в естественно-научном профиле, они попали в ту особую питательную среду, которая самим своим существованием формирует мышление человека определенным образом. Тут свои слова, дела, приоритеты, отношения. Можно развивать какую-то тему – в группе или с учителем, – не обязательно научную: например, работать над проектом «Облагораживание территории школы» или «Лечение дуба». Потом представлять ее на конкурс. А где вне профилей эти конкурсы? И где вне профилей та специальная образовательная среда, которая сама собой приобщает ребенка к делу? У нас была девочка, на которую поначалу никаких надежд мы не возлагали. Но она сразу взялась за проектную тему «Определение чистоты воздуха с помощью лишайников». Первый ее доклад был неудачный: говорила она с трудом, неловко, но когда перешла к практической части, стало интересно. Какой прибор создали, как мерили, где, сколько раз. Она продолжила работу. С каждой конференцией ее рассказ был и точнее, и логичнее, и красивее. В 11 классе она выступала блестяще. Не единственный пример. Вот он троечник-троечник, а потом раз – и в городской химической олимпиаде второе место занял.

Николай Родичев. Ваш пример только подтверждает мысль о том, что профильное обучение, если правильно его понимать, не самоцель, а лишь средство достижения новых образовательных результатов. Но какова цена вопроса?

Надежда Феофанова. Что правда, то правда: вторая половина дня у педагогов загружена. Многое происходит вне школы: в лабораториях и аудиториях вузов, в городском Экологическом детском центре, на побережье Балтийского моря и в лесу. И в школе. Детская организация «Чижи» (чистая жизнь): благоустройство территории школы, «Малые чтения», предметные недели, которые идут месяцами. Особенно популярен конкурс «Отходы – в доходы!». В фойе устраивается выставка предметов, сделанных из старых, ненужных вещей. Фантазия и умелые руки дали им вторую жизнь – новое имя, новое предназначение. И второй конкурс – «Кунсткамера»: выставляются экспонаты необычного вида по принципу «два в одном». Это может быть и простой воздушный шарик, на котором написано: объем 2,4 литра.
Этим надо кому-то заниматься: задумывать, проводить и координировать работу, искать и устанавливать полезные контакты. Поэтому все педагоги, начиная с директора школы, работают на совершенствование профилей. От нашего энтузиазма зависит очень многое, почти все…

Николай Родичев. Недавно руководитель самого высокого ранга, выступая публично, употребил в речи такие метафоры: «образовательная повинность» – об оборотной стороне права на общее образование; «пропуск из общего образования в профессиональное» – о ЕГЭ. А на совещании директоров школ одного из столичных округов, посвященном проблеме профилей, их назвали «офицерами образования». Конечно же, дело не в словах, а в смыслах, которые в них вкладываются. Если действовать в логике офицеров, контролирующих выполнение повинности и выписывающих пропуск, то тогда действительно важно рапортовать о переходе на профильное обучение и не упоминать о том, что «перешедшие» на него подростки так и не познакомились с главным, ради чего оно и задумывалось, – с культурой выбора. Выбора, который представляет собой не разовый акт и даже не последовательность актов, а суть жизни современного участника социальных отношений и игрока на рынке труда.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru