Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2007
Первая тетрадь
политика образования

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ
 

Владимир ЛИЗИНСКИЙ,
кандидат педагогических наук,
профессор кафедры педагогики и психологии АПКиППРО

Выстраивая систему воспитания в школе

Несколько основных управленческих принципов, которые важно соблюдать

Часть 1

Воспитание в школе. О нем в последнее время часто говорят на государственном уровне. И поощряют даже – вспомним тысячу за классное руководство. Вот только разговор этот чаще всего бессодержательный: учитель должен, учитель обязан. И – полтора километра инструкций: что обязан и как должен. И немного общих слов для приправы: «развитие индивидуальности», «видеть в каждом ученике личность»…
Иногда кажется, что это невозможно: соединить гуманитарный смысл воспитания и регламентированную жизнь школы. Но если признать, что школа воспитывает детей всем своим устройством, проанализировать каждый элемент этого устройства на предмет воспитательного воздействия, то окажется, что эффективную и гуманную систему воспитания можно выстроить в любой школе.

Что такое ресурсный подход в воспитании? Один директор школы мне сказал: «Все понятно. Это материально-техническое и финансовое обеспечение». Но если это так, говорить не о чем. Денег нет и не будет, об этом внятно свидетельствует политика государства.
И в этой ситуации ресурсы – это не финансы и техника, а все те же возможности и средства, которые можно задействовать, чтобы школа работала качественно и в интересах ребенка.
Первый и самый главный ресурс – от него на 80 процентов зависит успех деятельности и развития гуманитарной системы – называется управление. Я обрисую несколько основных управленческих принципов, которые важно соблюдать, выстраивая систему воспитания в школе.

Единство администрации

К сожалению, сегодня нередко директора школ не знают, что именно они как руководители отвечают за воспитательный процесс. Есть зам по воспитанию, вот пускай и трудится с утра до ночи.
Поэтому первый, кого должен воспитывать зам. директора по воспитанию, – это директор. Надо старательно и постоянно подводить его к пониманию, что воспитание – главный вопрос в школе.
Внутришкольная ориентация на воспитание выражается и в иерархии власти. Например, если школа демократическая, гуманитарная, то в ней зам по воспитанию – первый заместитель директора. А если школа зуновская, авторитарная, то зам. директора по воспитанию что-то красит или бегает по магазинам.
Согласовать понятия, добиться единства администрации в определении педагогических ценностей и целей, путей их достижения – это исключительно важная задача школы.

Делегирование

Итак, нужно, чтобы зам. директора по воспитанию действительно был заместителем, а не мальчиком на побегушках. Для этого ему должна быть делегирована часть функций, полномочий, прав и ответственности (все это сейчас сконцентрировано у директора). В демократической школе передаются еще и задачи. Проще говоря, директор должен поделиться властью.
Например, директор говорит: ни один воспитатель, психолог, учитель, библиотекарь не будут приняты на работу без резолюции заместителя директора по воспитанию.
Готов ли директор это сделать?
Как правило, нет.
При школе может существовать фонд развития. Шестьдесят процентов средств этого фонда должны идти на воспитание. А управлять этими средствами должен зам. директора по воспитанию.
Есть ли это в наших школах? У нас чаще другая картина. Заместитель по воспитанию приходит к директору и говорит: дайте сто рублей шарики купить.

Вспомогательные институты:
кафедра

…Чтобы быть управленцем, нужно иметь объект управления. А кем управляет зам. директора по воспитанию? Учителями? Нет. Классными руководителями? Да, но только в пределах 20% надбавки за классное руководство. Есть еще методобъединения классных руководителей. Существуют они обычно для галочки.
При этом у зам. директора по воспитанию очень много направлений работы. И сам по себе он все их «вытянуть» заведомо не способен. Поэтому в демократической школе совместно с зам. директора работает целая группа институций или организаций, которые ему помогают.
Например, кафедра. Кафедра творчества, воспитания, содержания воспитания. В отличие от методобъединения на кафедре платят зарплату – не менее половины от фактического оклада учителя. Я разговаривал с руководителями школ. Говорят: денег мало, но на такое дело найдем.
Кафедра занимается: разработкой концепции, планированием воспитательного процесса и разработкой программ воспитания, содержанием воспитания, формой, методами и технологиями воспитания, персональной работой с классными руководителями, подготовкой семинаров, конференций, распространением воспитательного опыта, выпуском научных трудов педагогов, разработкой рекомендаций по работе с родителями, сценариев, игр, праздников, викторин, материалов для организации учительского, родительского и детского самоуправления.
Количество сотрудников – 5–6. Заведующий кафедрой – ученый, методист или талантливый воспитатель. Необходимые средства – от 15 до 20 тысяч в месяц.
Итого: 80% всей деятельности зам. директора по воспитанию берет на себя кафедра.

Диагностика…

Еще одно важное дело кафедры – разработка и проведение диагностики воспитания. Диагностика делается с двумя целями. Первая – определить успехи, достигнутые учителем, школой. Вторая – определить проблемы. Потом успехи можно распространять, а проблемы проанализировать, попытаться понять их причины. Но прежде чем что-то замерять, нужно понять, какова модель воспитания в школе, каковы ее внутренние, сущностные черты.
А чем в реальности занимается школа? Школа пишет бумаги. Отчитывается о результатах перед РУО. Отсюда возникают такие странные вещи, как, например, определение уровня воспитанности. Я не понимаю, как может быть любовь к родине 4,6. Я не понимаю, что означает трудолюбие 3,75.
Я прочитал много статей на тему диагностики. И ни разу не встретил, чтобы ее результаты удалось использовать. Вместо этого завуч пишет: «улучшить изменения улучшений»… «добавить накопления достижений»…

…и ее эффективность

Как сделать диагностику действенной? Вот, например, ввели в школе портфолио. Полторы тысячи учеников, и у каждого оно есть. Но что это дает? В портфолио записано, что счастливый – счастлив, умный – умен. А как же средние, слабые, запущенные дети? Которым в это портфолио и положить-то нечего, ни грамоты, ни диплома?
Давайте изменим подход к портфолио.
Давайте перестанем таскать «сложных» детей по комиссиям. Попробуем понять, в чем их интересы. Поэтому в портфолио нужно прописать уровень упущенного, уровень возможного, уровень притязаний ребенка. Это первый раздел. Второй – требуемые педагогические усилия. Третий – результаты.
Тогда портфолио станет диагностическим инструментом. А диагностику стоит рассматривать как особенное изучение ребенка: чем именно мы можем быть ему педагогически полезны?

Лаборатория воспитания

Возвращаемся к разговору о воспитательных структурах. Другой их тип – лаборатория воспитания. В отличие от кафедры лаборатория не многозадачна, то есть разрабатывает лишь одно направление. Например, лаборатория массовых мероприятий.
Устройство лаборатории проще в организационном плане – зарплату там можно не платить.
Кафедра и несколько лабораторий – это гигантское подспорье в воспитательной работе школы. Но ими дело не ограничивается. В своих двух книгах я назвал около 140 форм школьного самоуправления. Которые помогают решать реальные задачи воспитания, а не прикрываться циклическими мероприятиями.
А что мы видим в школьной практике? Создаются в школах научные сообщества учащихся и малые академии. Малая академия наук, Малая академия спорта, Малая академия искусства и техники… Хитрость в том, что это блеф. Никаких академий нет. Есть дополнительные занятия по предметам. Назвали академией, отчитались, шум подняли.
Спрашиваю у представителя одной из академий: а как работает ваша организация?
Рассказывает: в старших классах 11 предметов. По названиям предметов созданы отделения. Во главе каждого отделения поставлен учитель. «Петров, Сидоров, Рабинович, после уроков ко мне в академию на дополнительные занятия».
А какой на самом деле потрясающий потенциал у академии! Научные сессии, выборы академиков, межшкольные научные конференции… А условие одно: президент академии – ребенок. Руководители отделений академии – дети. А педагог должен выполнять функции консультанта.
Но что делать, если мы до сих пор живем в культуре мероприятия, а не события?
В одной школе я видел замечательный концерт: учителя читали стихи, пели, а по стенам жались дети и смотрели по секундной стрелке, когда же закончится этот «чужой праздник».
Культура события требует мотивации, включенности детей, их интереса к тому, что происходит в школе.

Кадровый ресурс в воспитании

Вот прошло десять лет после окончания школы. Что вспоминает бывший ученик? Тригонометрические формулы? Нет. Он вспоминает своего учителя.
Сам по себе предмет никакой роли не играет. Предметное обучение – обучение бессмысленное. Предмет является поводом для воспитания. И если я могу воспитывать, то предмет становится бесконечно значимым. Если я личностно не интересен, то таково же будет отношение к предмету большинства учащихся.
Таким образом, важнейшим воспитательным ресурсом является личностная биография учителя. И задача заместителя директора по воспитанию – найти в учителе нечто, интересное детям, и выращивать, поддерживать это.
Личностная биография учителя включает в себя три вещи.
Вот первая. Ну нет у меня никаких интересов, кроме алгебры с геометрией, которые я преподаю. Но зато я так умею любить, умею уважать, что дети подпитываются у меня этой благородной энергетикой.
Второе проявление личностной биографии – профессиональный интерес, профессиональные умения, профессиональная готовность.
И задача наша – выращивать их, создавать педагогическую среду высокой степени насыщенности.
И наконец, третья составляющая личностной биографии: интересы вне профессиональной сферы. Учительница дома выращивает огурцы по пол-метра или герань на окошке. Отлично штопает. Пишет стихи. Да что угодно!
Очень важно вовлечь весь педагогический коллектив в воспитательный процесс. Если этого не сделать, мы попадаем в довольно странную ситуацию. Ребенок 90% всего учебного времени находится на уроке. Значит, нужно повысить воспитательную ценность урока и повысить воспитательную ценность работы каждого учителя.
Воспитательная ценность урока – что это значит?
Учитель может сказать себе: мое дело – предмет. Воспитание не моя проблема. А на самом деле и такой учитель на уроке воспитывает… собой. Одно из определений педагогики: педагогика – это наука об акцентах. Своим видом, своим поведением, своим отношением учитель демонстрирует свою культуру.

Фрагменты лекции «Управление воспитательным процессом на основе ресурсного подхода»,
прочитанной на Всероссийском научно-практическом семинаре «Организация воспитательного процесса в школе»

Окончание в следующем номере


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru