Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Елена КУЦЕНКО

У книжной полки

Майкл Барбер
Обучающая игра: аргументы в пользу революции в образовании
М.: Просвещение, 2007.

Самое первое впечатление: и зачем я ее купила? Книга толстая, без картинок, да еще, похоже, о том, как партия лейбористов реформировала английское образование в конце XX века. Где я, а где Англия… Да в повседневных разговорах о том, что кто-то умный и богатый отправил детей учиться именно в Англию.
Кстати, и речь идет о реформе. Неужели образование можно реформировать? Реформировать на самом деле, а не только говорить слова про это. Пришлось читать. Кстати, читать оказалось не тяжело, а местами даже интересно.
Привлекает именно то, что «на самом деле». Ведь идея реформы возникла вследствие ситуации, сложившейся в обществе. «История человечества все в большей мере становится соревнованием на опережение между образованием и катастрофой». Многие ли из нас, составляя планы уроков на завтра, думают о своей работе в этом ракурсе?
Скажете, человечество и школьный класс – это несопоставимо? Но автор начинает рассказ с описания паники, охватившей английскую публику после того, как два семилетних мальчика сначала похитили на глазах у множества взрослых, а потом убили трехлетнего малыша. И все заговорили о воспитании и образовании, о нравственном состоянии общества. Книга Барбера – в какой-то степени продолжение этой бурной дискуссии.
Автор очень подробно рассматривает причины кризиса, способы его преодоления, тупики реформы и реальные шаги, которые давались совсем нелегко. Иногда описание напоминает триллер: однажды, например, Национальному союзу учителей показалось, что министерство скрывает от них материалы одного исследования. И они заполучили материалы тайно. Англия, одним словом…
В то же время многие проблемы очень-очень узнаваемы. Например, одна из глав посвящена взаимосвязи между самооценкой ученика и требовательностью учителя. В том числе там рассказывается о стратегиях, которые используют школы для развития чувства самоуважения у детей. И у учителей. Мысль о том, что нужно доверять учителям, их профессионализму; обязательно привлекать их к сотрудничеству в реформировании – эта мысль повторяется не однажды.
Я понимаю, что наши образовательные начальники еще не скоро проникнутся этой идеей, но то, что подобная книга вышла в серии «Образование: мировой бестселлер», внушает надежду.

Д.Г.Левитес
Отлучение.
Несвоевременные мысли о школе

Московский психолого-социальный институт, 2004.

Работа учителя, как и школа в целом сильно изменились за последние годы. Мы не замечаем этого в текучке, перебегая (переползая) из вчера в сегодня. И вдруг спохватываемся: а дети-то стали совсем другими, новое поколение учителей не похоже на нас, да и мы незаметно изменились.
Чтобы понять суть и смысл изменений, хорошо бы еще раз всмотреться в то, что происходило с нами в последние годы. Перечитать дневники и записные книжки. Хотя бы чужие, если своих не оказалось. Книга Левитеса составлена из выступлений, статей, заметок. «Время от времени на ее страницах ученого сменяет учитель, и тогда холодный анализ прерывается воплем отчаяния и обиды». Это из предисловия. И из сегодняшнего ощущения автора.
Книжка вообще интересна многожанровостью и многослойностью времен. Тем, что после текста, написанного давно, например, в конце 80-х, даются комментарии более поздних лет: «Знали бы мы тогда…». Иногда автор печально констатирует, что обозначенные им негативные тенденции, увы, оправдались. Как в постскриптуме к статье о педагогическом насилии: «…проблема не только не исчезает, но обостряется. Источники и механизмы те же: неопределенность с целями общего образования, неудовлетворительное содержание образования и устаревшие технологии обучения».
Впрочем, есть в книге и размышления, актуальные в первую очередь для педагога, работающего в масштабе класса. Например, глава «Опыт сопереживания на уроке», в которой автор рассказывает «о проектировании содержания образования, причем не меняя его кардинально». А результатом становится урок по сложной теме, который проходит на одном дыхании и запоминается надолго.
Одним словом, это книга для перелистывания и перечитывания разных главок в разных состояниях души и ума.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru