Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРАВИЛА УЧЕБНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
 

Владимир ЛАЗАРЕВ,
директор АНО «Школа “Премьер“», г. Москва;
Вадим РОДИОНОВ, заместитель директора
по науке, доктор педагогических наук;
Мария СТУПНИЦКАЯ, педагог-психолог

Как адаптироваться к самой трудной четверти?

Несколько рекомендаций для учителей и ученико

Закончились зимние каникулы. И снова – школа.
Включение учеников в нормальный режим работы зимой проходит поэтапно, как и в начале учебного года. Но у зимней адаптации есть свои особенности.

Краткие дни эйфории…

За время каникул у детей накопились новые впечатления, которыми надо срочно поделиться с одноклассниками и конечно же узнать, кто, где и как отдыхал. Но поскольку зимние каникулы значительно короче летних, особого прилива сил у ребят не чувствуется. Если после лета волна повышенного эмоционального настроения может «охватить» две-три недели, то зимой эйфория длится 2–3 дня, максимум неделю.
В этом различие летней и зимней адаптации: этапы последней значительно короче и переживаются менее интенсивно.
Затем наступает этап эмоционального спада, который продолжается от нескольких дней до полутора недель.
А вслед за ним – период эмоциональной стабильности, ровного настроения, которое наиболее благоприятно для работы.

Постепенно, сразу или с «чистого листа»?..

Как оказывать помощь в прохождении адаптации? Очень важно учитывать основные факторы, влияющие на этот процесс. В первую очередь индивидуальные особенности и особенности возраста. Кому-то стоит предложить легкое и простое задание, а кому-то с первых дней дать серьезную, требующую длительного времени работу. И таким образом с ходу включить в учебный процесс уверенного в себе, способного к самостоятельной работе ребенка. А ученику, желающему начать все «с чистого листа», можно предложить несложную, но совершенно новую, необычную задачу.
Не имея большого опыта, учителю бывает трудно понять личностные особенности детей. В нашей же школе к началу второго полугодия все диагностические мероприятия уже завершены, учителя вооружены психологическими рекомендациями, что значительно облегчает их работу в этот непростой период.

Провал в мотивации

Ученики младших классов в силу своих возрастных особенностей проходят адаптационный период несколько острее (но и быстрее), чем старшеклассники. Ослабленность в это время превращается в частые болезни, мечтательность – в плохое настроение, конфликтность – в драчливость.
Особо надо сказать о подростках, которые и так-то не отличаются высокой учебной мотивацией. А если посмотреть на эту проблему с точки зрения периодизации учебного года, то третья четверть – это самый низкий уровень учебной мотивации. Прежде всего это касается тех ребят, которые успели накопить груз школьных проблем. Обычно к третьей четверти у них накапливается масса разочарований и обид, силы истощаются, а до годовых контрольных или экзаменов еще далеко, и кажется, что все успеешь поправить.

Шанс для тревожного ученика

Если в начале года в школе были приняты единые требования, во втором полугодии они уже срабатывают на бессознательном уровне. Ребенок переступает порог школы и сразу вспоминает: синей ручкой пишем, две клетки отступаем, не рвемся без очереди в столовую… Поэтому в январе не требуется такая строгость и пунктуальность, как в начале учебного года. Теперь стоит вести речь скорее о том, что учителям следует быть по возможности более гибкими.
Банальная вроде бы вещь: исправление плохой отметки. Разрешить ученику переписать работу или не разрешить? Универсального ответа нет. Одному ученику важно дать понять, что если он сейчас получит двойку, то эта отметка пойдет в журнал. И тогда он максимально мобилизуется.
А другому нужно знать, что ему будет дан еще один шанс. Это особенно важно тревожным детям, детям с низкой самооценкой и новичкам.

«Чего он возится?»

Как это ни странно, в середине года некоторые дети с большим трудом включаются в работу. Вот, казалось бы, уже прошло полгода учебы и каникулы были непродолжительные, а все равно возникают проблемы. Наиболее явно они проявляются во время самостоятельной работы. Учитель говорит: «У вас есть зада-
ние – начинайте работать…». И тут у некоторых детей начинается маета: ребенок достал ручку, положил, переложил книжку, вспомнил что-то и полез в портфель… Или другая типичная картина: ребенок еще в октябре начал проектную работу, которую теперь надо продолжить. Но вместо продолжения начинается какая-то имитация деятельности: он вроде бы и делает что-то, а дело не движется.
Учителю надо иметь в виду, что эти вещи часто происходят не потому, что ребенок несобранный или растеряха. Просто у него такая психологическая особенность: человеку надо сделать много действий для того, чтобы включиться в работу.
Детей с трудностями включения в школах довольно много. И они требуют повышенного внимания педагога. Однозначного совета на такой случай нет. Явная строгость в отношении такого ученика может привести к полному отказу от работы, слишком мягкий подход затянет процесс включения.
Чтобы решить эту проблему, надо хорошо понимать особенности таких учеников. Например, они часто не умеют планировать собственное время и силы, поэтому нуждаются в пошаговой инструкции. Ребенок должен четко понимать, с чего необходимо начать выполнение задания, в какой последовательности следует работать, чем должна завершиться работа.

Особенности семейного воспитания

Вообще считается, что зимние сезонные заболевания приходятся на конец февраля – начало марта. Но если весь декабрь стоит не по-зимнему теплая погода, если на дворе дождь со снегом, слякоть, мало солнца – на улицу выходить не хочется. В такой ситуации родители, в основном мамы, часто позволяют детям сидеть дома, проводить время за телевизором или компьютером. Они мало двигаются, им недостает свежего воздуха. В этом случае сезонные заболевания могут начаться сразу после зимних каникул. Тем более если ребенок уезжал отдыхать далеко от дома, и что самое неблагоприятное для здоровья, в южную страну, что сейчас происходит все чаще. Поэтому педагогам стоит принимать во внимание особенности семейного воспитания.

Эмоциональный спад

Первое полугодие завершается на некотором эмоциональном подъеме. А третья четверть, напротив, имеет тенденцию заканчиваться эмоциональным спадом. И это легко объяснимо: она самая длинная, холодная и вся пронизана серыми, рутинными буднями, в ней почти нет праздников. Отметим в этой связи, что правильно делают те школьные администраторы, которые в феврале устраивают дополнительные каникулы для учеников начальных или коррекционных классов.
Зато в четвертой четверти эмоциональный фон снова повышается. Световой день становится длиннее, впереди уже маячит лето. Но улучшение настроения не ведет к усилению учебного мотива. Попросту говоря, если в начале учебного года многим детям «еще не до учебы», то в конце – «уже не до учебы».
Правда, здесь в особом положении ученики девятых и одиннадцатых классов, которым предстоит сдавать выпускные экзамены. Но все остальные уже живут ожиданием лета. А тут еще майские праздники вносят сумбур в рабочий режим. И возникает определенная тенденция к формализму.

Как поддержать учителей?

Третья четверть – самое трудное время для учителей, которые испытывают синдром эмоционального выгорания. Поэтому усилия школьной администрации должны быть направлены на оказание мощной психологической и эмоциональной поддержки педагогам. Эта поддержка может осуществляться в различных формах. Это могут быть тренинги, специальные акции, литературные гостиные, совместные просмотры кинофильмов. Хорошо бы организовать встречи со специалистами, которые могут ответить на животрепещущие вопросы, например, с медиками. Важно, чтобы эти мероприятия проводились только для учителей, чтобы они чувствовали заботу о себе, внимание к своим нуждам, могли в комфортной обстановке пообщаться друг с другом, поговорить о семье, о собственных детях. И еще: приход на эти мероприятия должен быть исключительно добровольным.
Если администрация школы намерена вводить какие-то новации, это конечно же лучше сделать в начале учебного года. Но если потом возникнет суровая необходимость в нововведении, это следует делать немедленно после каникул, пока есть пусть небольшой послеканикулярный запас сил, ощущение «новой жизни», которая может начаться с «чистого листа».
Изложенные выше принципы и подходы не являются обязательным руководством к действию. У каждого учителя свой профессиональный почерк, он сам может решить, какие рекомендации ему подходят, а какие – нет. Это решение зависит от очень многих обстоятельств, которые невозможно описать в одной статье. Нашей задачей было лишь обратить внимание учителей на некоторые закономерности нового этапа школьной жизни.

МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ

В конце января в нашей школе проходит Неделя психологии. Она дает старт марафону психологических игр.
Основная цель этих занятий – профилактика школьной и в дальнейшем – социальной дезадаптации. Каждая игра является итогом цикла тренинговых занятий, направленных на развитие социальных навыков и здорового образа жизни. Вместе с тем проведение этих игр в третьей, самой длинной, четверти становится своеобразной «подпиткой» для сниженного ресурса детей.
Подбирая игры, мы ориентировались на возрастные особенности, интересы и потребности учащихся каждой параллели.
Игры для 6-х, 9-х и 11-х классов являются нашими авторскими разработками.
За основу игр для 7-х, 8-х и 10-х классов взяты разработки М.Р.Битяновой, модифицированные под условия нашей школы. Хочется обратить внимание на необходимость некоторой адаптации, так как успешность мероприятия во многом определяется учетом индивидуальных особенностей ведущего, участников игры, школы вообще и помещений для проведения действия в частности.

Итак, игра-эстафета «Алмаз раджи» (ее подробное описание можно найти на сайте газеты «Школьный
психолог» http://psy.1september.ru/newspaper.php?year=2002&num=35;http://psy.1september.ru/newspaper.php?year=2002&num=36) для 6 класса направлена на оптимизацию внутригрупповых отношений (развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться с позициями и взглядами других, конструктивно решать конфликтные ситуации). Она представляет собой увлекательное состязание «детективных агентств», которые приходят к пониманию, что только вместе могут раскрыть Главную Тайну.
В 9 классе (игра-викторина «Экзамены как повод поиграть», http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201616) для участников создается возможность получить опыт мобилизации личностного ресурса в сложной ситуации. Еще одной задачей является снижение чрезмерной тревожности в преддверии экзаменов. Закрепляя полученный в ходе предшествующих тренинговых занятий опыт, участники учатся применять в напряженных ситуациях навыки саморегуляции.
В 10 классе – «Вокзал мечты» (http://psy.1september.ru/2001/27/5_12.htm). Эта игра направлена на развитие навыков адекватной оценки своих возможностей, умения делать обдуманный выбор, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия.
В 11 классе проводится деловая игра «Попробуем договориться!». В ходе этой игры у детей происходит развитие коммуникативных навыков, рефлексивных способностей, критического мышления, мотива к профессиональному самоопределению.

Вадим РОДИОНОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru