Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

УЧИМ ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИЮ
 

Татьяна СОКОЛОВА,
автор проекта
г. Зеленогорск, Красноярский край
psyholog@sch176.zelenogorsk.ru

Будущая карьера на электронной карте

В личностном и профессиональном самоопределении помогает сетевая олимпиад

В Красноярском крае набирает обороты дистанционная олимпиада по профориентации для учеников 8–9 классов. Олимпиада эта эвристическая. Тут побеждают не отличники, а те, кто сохранил способность видеть мир непредвзято, думать по-своему. Участники не соревнуются, а развивают способность понимать психологические механизмы профессионального самоопределения.
Во время этой олимпиады педагоги не сидят на скамейке, ожидая результатов своих подопечных, а консультируют, участвуют в дистанционных семинарах и так зарабатывают баллы своим командам.
Участникам предлагаются задания на взаимодействие с различными ситуациями, которых при устройстве на работу встречается немало. Поэтому результат здесь не победа, а приобретение психологического опыта в процессе проживания модельных ситуаций выбора.

Нужны все!

Уметь найти личностный смысл в выбираемой, осваиваемой и выполняемой трудовой деятельности – это и значит профессионально самоопределиться. Ждать от учеников девятого класса массового самоопределения не приходится. Лишь единицы знают, к какому труду они расположены и предназначены. Заметно, что это знание значительно повышает мотивацию к дальнейшему обучению. А остальные?
«Чем ты хочешь заниматься?» – «Гулять». – «А после прогулки?» – «Опять гулять». – «А когда надоест, что ты будешь делать?» – «Ничего. Я ничего не хочу делать». Кажется, ни интересов, ни целей у четырнадцатилетних детей нет. Мы сокрушаемся: не готовы они ни к жизни, ни к труду. Главное, родители пребывают в растерянности: «А что делать, мы не знаем!» В самом деле, работать в нашем городе негде. Начальник службы занятости так и сказал детям, пришедшим на экскурсию: «Поступайте учиться в Красноярск, Томск, Омск и не возвращайтесь! Здесь нужны только продавцы и страховые агенты». Как тут не впасть в уныние, не предаться безысходности? О какой выработке ответственного отношения к своему будущему, к выбору профессии может говорить педагог с детьми?
Но если в школе есть компьютеры и интернет, возможности человека многократно увеличиваются и распавшиеся смыслы собираются. Например, как много говорится о доверительных отношениях с подростками, о необходимости достучаться до каждого по поводу формирования осознанного отношения к выбору профессии, а не получается. И вряд ли получилось бы без компьютера. Он принес нам возможность личной переписки с ребенком, желающим выразить свои потребности. Дал простор для индивидуальных консультаций, тестирования, рекомендаций в виде ссылок, в том числе на материалы профориентационных сайтов. Все это стало условием создания профориентационного сообщества учителей и учеников края, которое пока называется олимпиадой. Чтобы быть с нами, достаточно только электронной почты.

Ничего надуманного

Все началось с моего курса, который я веду: «Профессиональная ориентация», 34 часа в девятом классе. Мне казалось, что очень важно вовремя рассказать детям, что главное в профессии не зарабатывание денег, а возможность вложить себя в труд и через труд приобрести новый личностный капитал. Это получалось. Если в первых анкетах дети определяли себя как бизнесменов, адвокатов и летчиков, то по мере погружения в диагностику, после анализа формулы «хочу – могу – надо», знакомства с матрицей выбора профессий они на себя и на свой будущий труд начинали смотреть более реалистично. Директор школы поддерживал эту работу, и три года назад, когда в школе установили быстрый интернет, мы стали заниматься профориентацией с применением ИКТ в специально оборудованном кабинете. Тогда и стала вырисовываться игровая форма обучения – олимпиада. А потом идею администрации школы № 176 поддержали городской методический центр и Красноярский центр дистанционного обучения. Наша олимпиада стала краевой. Команды из школ сотен населенных пунктов присылают заявки и вступают в игру.

Ресурс для каждого

Что делают дети? Каждый регистрируется на сайте, размещает личную фотографию, пользуется электронным почтовым ящиком – переписывается с руководителями проекта и другими участниками. Создает слайдовые презентации. Работает с информацией, собирает материал по интересующим его специальностям, выходит на сайты учебных заведений Красноярского края и страны согласно классификатору профессий.
Что делают организаторы и координаторы проекта? Разрабатывают методические и учебные материалы для совершенствования проекта, ведут семинары и курсы для педагогов. Информируют старшеклассников о курсах по выбору с учетом профильных интересов учащихся. Создают сеть учреждений, работающих в эксперименте «Профильная ориентация» в городе и в крае. Формируют библиотеку информационных ресурсов интернета по профильной ориентации. Оказывают помощь желающим, дают индивидуальные консультации. Создаваемая участниками олимпиады продукция – презентации, размышления, собственные суждения, вопросы и ответы на них, рефлексивные отзывы участников – накапливается.
Все подключенные к олимпиаде ОУ могут проводить быстрое и полное тестирование старшеклассников по профильной ориентации, узнавать информацию о существующих в разных школах и учреждениях дополнительного образования ориентационных и элективных курсах.

Как организована олимпиада

Каждый из пяти туров олимпиады содержит три этапа. Информационный: участнику отправляется задание с указанием путей поиска в интернете. Нашел – ответил. Творческий: участники олимпиады создают продукцию. Сделал – отослал.
Рефлексивный: участник описывает процесс своей работы. Написал – отправил.
После каждого этапа определяется рейтинг участников. Можно быть победителем этапа, тура, наконец, всей олимпиады.
Тур первый: «Резюме: досье или анкета?». Надо написать резюме, представив себя человеком определенной профессии. Придумать образ, возраст, должность, жизненные установки – полностью перевоплотиться в другого. Значит, побольше узнать об этой профессии, побывать на специализированных сайтах, серверах по трудоустройству, найти рецепты успешного резюме, создать его и отправить на сайт олимпиады. Казалось бы, ничего особенного, выйдите на указанные адреса и ищите советы. Резюме для начинающих – http://www.recruiters.ru/index/find/what_is_interview/4369,0.htm/, резюме на «отлично» – http://www.recruiters.ru/index/find/what_is_interview/3179,0.html/ Но человек, взявшийся за составление пусть даже мифического резюме, увлекается, становится заинтересованным и деловитым.
Тур второй: «Рекомендации для двух противоположных кризисных ситуаций».
Выполнение заданий по составлению рекомендаций дает участникам возможность понять, почему материальная сторона, вознаграждение за труд, почти всегда занимает ум человека, выбирающего профессию, больше всего.
Третий тур: «Теория семи интеллектов Говарда Гарднера». Благодаря заданиям этого тура участники смогут лучше осознать свой интеллектуальный потенциал, выйти за грани привычной практики понимания людей, явлений и событий, займутся составлением психологического портрета профессионала в выбранной профессии.
Четвертый тур: «Не ищут дороги, а спрашивают». Это профориентационное оn-line-тестирование, консультации специалистов и только
потом – фантазии о своей жизни с помощью техники mindmapping: рисование карты будущей карьеры.
Пятый тур: «Рефлексия олимпиады». Осознание сделанного, описание возникавших проблем, настроений, мыслей – того, как они появлялись и менялись в ходе участия в олимпиаде.
Весь ход краевой дистанционной олимпиады по профильной ориентации и ее результаты освещаются на сайте http://gmczgr.cross-edu.ru/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru