Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Третья тетрадь
детный мир

ВЗРОСЛОЕ ЧТЕНИЕ
 

Елена ИВАНИЦКАЯ

Страницы педагогики

Краткий обзор книг, выпущенных в последние годы для учителей, родителей и школьных психологов

В Российской государственной библиотеке открылась выставка новейшей педагогической литературы.
Теория и приемы общения, помощь неуспевающим и «трудным» подросткам, тренинги, игротерапия, сказкотерапия – учитель найдет на выставке богатый материал, с которым сможет ознакомиться тут же и сразу. Книги со стендов выдаются. Двери Российской государственной библиотеки теперь открыты для всех желающих. Выставка продлится до середины декабря.

Среди новинок особым спросом пользуется своего рода педагогический бестселлер – «Общаться с ребенком. Как?» (Москва, издательство «ЧеРО», 2005). Книга вышла уже четвертым изданием и массовым тиражом. Написала ее психолог, профессор Московского университета Юлия Гиппенрейтер. Книга разделена не на главы, а на «уроки», к которым читателю предлагаются интересные домашние задания: вопросы, задачи, упражнения.
Первое издание этой книги вышло в 1994 году. В книге Юлия Гиппенрейтер написала о том, что главная потребность ребенка, без которой он не может полноценно развиваться, – это безусловная родительская любовь. Любовь не за что-то (за послушание или школьные успехи) и не при каких-то условиях («если будешь слушаться и хорошо учиться…»), а просто так, за то, что он есть и какой есть.
Автора засыпали письмами родители и педагоги. Вопросы, которые они задавали, были сформулированы по-разному, но касались одной проблемы – соотношения безусловной любви и воспитательной строгости: что делать, если ребенок не выполняет требований? Как высказать недовольство поступками ребенка?
Гиппенрейтер решила ответить на все письма одновременно на страницах переизданной книги, дополненной и расширенной. Ответы автор сформулировала в виде правил и выделила их специальными рамками. Их невозможно пропустить или не заметить. Вот они: «Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не им самим», «Можно осуждать действия, но не чувства ребенка. Раз они у него возникли, значит, для них есть основания».
Принципиально новая методика, предлагаемая Гиппенрейтер, называется «активное слушание». Активно слушать ребенка – это возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, обозначая при этом его чувства.
В чем эффект активного слушания? Когда у ребенка эмоциональная проблема, активное слушание дает ему уверенность в родительском сочувствии и понимании, тем самым открывает путь к преодолению проблемы.
Мы, взрослые, порой даже не замечаем, что плохо слушаем детей. Сразу реагируем советами, выспрашиванием, одергиванием, не давая ребенку возможности поделиться тем, что его огорчило.
Активное слушание – фундамент для разрешения воспитательных конфликтов. Кто победит в конфликте: родитель, учитель или ребенок – такой путь преодоления противоречий неконструктивен. Так начинаются безвыходные баталии, так торжествует вредный принцип «нашла коса на камень». Победа должна быть взаимной, обоюдной. Автор выстраивает алгоритм пути к ней:

1) активное слушание;
2) вопрос взрослого («Как же нам быть? Предложи…», «У нас проблема, как мы поступим? Посоветуй…»);
3) пауза;
4) предложения ребенка;
5) предложения взрослого;
6) совместный выбор взаимоприемлемого решения.

«Любовь, активное слушание – это хорошо. Но как быть с дисциплиной?» – спрашивают учителя и родители. Гиппенрейтер утверждает: правила и ограничения необходимы ребенку. Больше того, он сам в них нуждается и хочет, чтобы они были. Но… И снова правило в рамочке: «Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка. Взрослые должны согласовать ограничения между собой».
В капитальной хрестоматии «Психология мотиваций и эмоций» (Москва, издательство «ЧеРо», 2006) Юлия Гиппенрейтер выступила уже редактором-составителем. Педагог найдет в хрестоматии прекрасно подобранные фрагменты из классических трудов крупнейших психологов, расширит и уточнит свое понимание эмоциональной жизни и мотивационной сферы ребенка.
Хрестоматия «Идеи воспитания в русской философии ХIХ – начала ХХ века» (Москва, издательство «Российская политическая энциклопедия», 2004), составленная Ириной Сиземской и Лидией Новиковой, обогатит не только наше понимание педагогики, но и эстетическое чувство. Как же красиво умели высказываться наши мыслители! Хочется повторять и повторять про себя определение Василия Розанова: «Ученичество – тонкая музыка, и учительство – тонкая музыка».
В практике психологической помощи подростку и формирования у него позитивных социальных навыков сегодня царит сказкотерапия.
Сказка необходима и малышам, и подросткам, подчеркивает психолог, профессор Игорь Вачков в книге «Сказкотерапия. Развитие сознания через психологическую сказку» (Москва, издательство «Речь», 2003). Сказка удовлетворяет потребность ребенка в независимости, силе и активности, а также – в нарушении правил и запретов, без чего невозможно взросление. Сказка – посредник между внутренним миром ребенка и внешним, объективным миром, который ребенку только предстоит понять.
Такому важнейшему направлению воспитательной работы, как утверждение и развитие толерантности, тоже не обойтись без сказки. В пособии, выпущенном Московским университетом, «Как стать великодушным. Тренинги толерантности для подростков» (Москва, издательство МГУ им. Ломоносова, 2003) предлагается эффективный способ с помощью сказки развить понимание сложности, неоднозначности, многомерности происходящих событий. Это игра-упражнение «Странные сказки». Любую, с раннего детства знакомую каждому ребенку сказку предлагается рассказать от имени одного из персонажей, который действует в сказке. Например, сказку «Колобок» – от имени «бабки и дедки», от имени дороги, по которой катился колобок, от имени лисы… А «Сказку о рыбаке и рыбке» – от имени рыбки, старухи или… разбитого корыта.
Сергей Герасимов и Ирина Сковородникова в книге «История и теория воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста» (Архангельск, издательство Института истории и теории педагогики, 2006) размышляют об особой роли фольклора в формировании межнациональной терпимости. Знакомство со сказками разных народов, считают авторы, наглядно показывает младшеклассникам, насколько мы все разные, но стремимся к одним и тем же, понятным каждому идеалам – миру, добру, справедливости. Не пропустите в книге еще один очень эффективный способ работы – поиграть в детские игры разных народов мира.
Елена Белинская в пособии «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников» (Санкт-Петербург, издательство «Речь», 2006) предлагает широкий выбор игровых задач и упражнений на основе сказок. Сказочные тренинги гармонизируют эмоциональное состояние ребенка, корректируют нежелательные черты характера, развивают умение понимать партнера и работать в коллективе.
Большую практическую помощь учителю окажет и пособие, составленное Татьяной Шишковец, «Осложнение поведения подростков. Причины, психологическое сопровождение, коррекция. Справочные материалы» (Москва, издательство «5 за знания», 2006). Автор-составитель сгруппировала основные отклонения подросткового поведения – грубость, негативизм, неуспеваемость, протестное поведение, неорганизованность, агрессивность, пассивность, тревожность и многие другие. Каждое поведенческое отклонение сопровождается не только подробными отсылками к педагогической литературе, предлагающей объяснение причин и пути коррекции, но и четкими, краткими отрывками из конкретных трудов.
Молодой педагог много почерпнет для себя из учебного пособия Вероники Ясницкой «Социальное воспитание в классе» (Москва, издательство «Академия», 2006). Класс как фактор социализации, развитие классного коллектива, микроклимат класса – все это подробно исследовано в книге. Завершается она доверительными советами молодому учителю: «Никогда не говори себе, что у тебя ничего не получается: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Никогда не говори себе, что у тебя все получается: успокоенность и самодовольство – удел глупых людей. Никогда не говори ученику – ни словом, ни взглядом, – что он безразличен или неприятен тебе: учись видеть в каждом Человека, способного стать лучше. Никогда не говори родителям, что у них плохой ребенок: помоги им увидеть его достоинства и проблемы. Никогда не говори коллегам, что тебе достался плохой класс: не стесняйся попросить у них совета в трудной ситуации».
Третьим изданием вышло практическое пособие Надежды Слободяник «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении» (М.: издательство «Айрис-пресс», 2006). На основании большого практического опыта автором выявлена закономерность: «У неуспевающих школьников обнаруживается общая незрелость эмоциональной сферы. Задача педагога – формировать эмоциональную стабильность и положительную самооценку учащегося». Большинство неуспевающих детей «недоиграли» в раннем детстве, поэтому основной метод помощи – игровой.
В книге предлагается богатый выбор творческих и игровых заданий, тренингов, имитационных и ролевых игр.
Одну из игр хотелось бы порекомендовать абсолютно всем. Пусть в нее сыграют не только дети, но и взрослые. Игра способствует пониманию себя самого и наших общих проблем. Только, по-моему, она не очень удачно названа: «Зубы и мясо». Предлагаю переименовать ее, например, так: «Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».
Итак, играем! На листке бумаги или на доске записываем множество определений человеческих качеств: «упорство, твердость, энергия, авантюризм, нежность, снисходительность, равнодушие, умение настоять на своем, мягкость, доброта, прагматизм, смелость, категоричность, непреклонность» – и тому подобное. Чем их будет больше, тем лучше.
Игроку нужно выбрать из них пять качеств, которых, по его мнению, ему не хватает и которые он хотел бы развить у себя. Выбранные слова игрок записывает на листке и откладывает его в сторону или отдает ведущему.
Затем ему предлагается еще раз подумать над списком и выписать на другой листок еще пять качеств, которых, как ему кажется, не хватает окружающим и которые он хотел бы видеть не в себе, а в других.
Теперь игрок должен сравнить списки. Результат, уверяет психолог Надежда Слободяник, потрясет любого!
У самого себя абсолютное большинство игроков, как показывает опыт, хотят развивать такие качества, как твердость, жесткость, энергию, умение настоять на своем, прагматизм, настойчивость, деловитость. Одним словом, всяческую «зубастость» и «прозаичность».
А в других нам, оказывается, не хватает… вот же он, список, который составили мы сами, и теперь сокрушенно на него смотрим!.. – в других мы жаждем встретить отзывчивость, мягкость, нежность, заботливость, доброту, понимание! Подростки, сыграв в эту игру, обязательно заметят противоречие и задумаются.
В книге педагога-философа Сергея Полякова «Реалистическое воспитание» (Москва, издательство «Педагогический поиск», 2004) учителя найдут много практических форм работы, помогающих оценить и улучшить коммуникативный микроклимат в классе и в школе.
Завершает свою книгу Сергей Поляков «Футурологическим эпилогом» – «Опасности 2006 года». Написал он его два года назад. А сегодня каждый уже может оценить, насколько сбылись опасения автора. Тревожили его три беды: бюрократизация школы (нарастание бумажного потока); «патриотическое воспитание» в кавычках, усиление показушного, военно-силового направления патриотического воспитания и «профилизация» (опять же в кавычках), то есть поверхностная и непрофессиональная «профилизация». Похоже, сбылось все.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"




Рейтинг@Mail.ru