Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
 

Олег КАЛИНА,
психолог-консультант

Быть примерным и послушным

Так ли уж это полезно для мальчика

В каждой школе есть мальчики, которых можно назвать удобными. Они не нарушают дисциплину на уроках и не носятся на переменах. Неплохо учатся и кажутся прилежными, хотя особой инициативы не проявляют. С ними у взрослых не возникает никаких проблем. Но значит ли это, что проблем нет у них самих?

Быть мальчиком – это не просто носить мужское имя и обладать мужским телом. Это значит еще и вести себя «как мальчик». Нет страшнее оскорбления для мальчишки, чем услышать, что он «как девчонка».
Быть активным, сильным, напористым, независимым, рискованным, решительным, отважным и ершистым – вот что такое быть мужчиной, считают мальчики. На что только они не идут, чтобы утвердить свой пол: обижают и обзывают девочек, делают вид, что презирают все «девчачье», вытворяют разные хитрые проделки, щеголяют синяками, ссадинами и разбитыми носами.
Для успешного развития личности мальчика очень важно формирование его полоролевой идентичности. В социальном плане мужественность или женственность человека проявляются в различных ситуациях как типичные способы поведения, характерные для представителей того или иного пола. И именно глубинное ощущение своей принадлежности к одному из полов – мужскому или женскому – подталкивает ребенка к самоидентификации.
Но откуда они узнают, какими должны быть мальчики? Из наблюдений, собственного опыта. К сожалению, современная социальная ситуация такова, что рядом с детьми слишком много женщин.
Количество детей, растущих без участия отцов, стремительно увеличивается: по некоторым данным, их сейчас в нашей стране почти 30%. Ситуация, когда мальчика воспитывает одна мама с бабушкой в придачу и он в результате оказывается как бы продолжателем этой женской линии, не нова. Идентификация мальчиков проходит с женщинами, а не с мужчинами с самого раннего возраста, с детского сада, и порой вплоть до окончания вуза, где в роли воспитателей, наставников и учителей, то есть людей, облеченных властью над детьми и имеющих авторитет, выступают только женщины. А их ожидания и отношение к мальчикам сплошь опекающее и подавляющее: не бегай, а то упадешь; учись хорошо, будь прилежным, не дерись, не то родителей в школу вызову; не вертись – двойку поставлю.
Кажется, что учителям было бы лучше, если бы им приходилось иметь дело лишь с девочками, прилежными и покладистыми, а не с мальчиками, делающими все наоборот, нарушающими дисциплину.
Но что такое дисциплина? Означает ли она запрет на проявление активности, инаковости, мальчишества, наконец? И не совершаем ли мы, взрослые, серьезную ошибку, подменяя понятия? Что, если под видом наведения в школе порядка, по нашему недомыслию и любви к покою происходит постепенное превращение мальчиков в девочек? Так или иначе, получается, что мальчишескому в школе не место. От мальчиков ожидают и поощряют поведение, которое подходит скорее девочкам.
Удобные, хорошие мальчики на фоне несдающихся хулиганов оказываются вне поля зрения школьного психолога. Вряд ли они станут и объектом обсуждения на родительских собраниях и педсоветах. С точки зрения женщин-педагогов, с ними же все нормально! На самом деле именно такие мальчики в первую очередь нуждаются в самом пристальном внимании и помощи.
В их внутреннем мире глубокий разлад: они переживают, что не могут вести себя «по-мальчишечьи». И без того сложный процесс идентификации у таких детей затрудняется.
Так что без надежной, одобряющей и поощряющей активность мальчишек мужской функции в школе не обойтись. Именно функции, а не фигуры. Потому что ее может исполнять и женщина-педагог, а лучше – директор школы. Конечно, все должно быть в пределах разумного: моторное перевозбуждение на пользу не идет. Но и тотально подавлять в мальчике мужское тоже недопустимо. Учителям нужно помнить, что их ученики – это мальчики и девочки, что они – разные, и эти отличия нормальны и естественны.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"