Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

Эффективным способом оценки профессиональной подготовки педагога является так называемая матрица разнообразия. Это особая методика опроса, которая, в частности, позволяет ответить на вопрос: как часто учителя используют на уроках те или иные методы и организационные формы обучения?
В статье В.Гузеева «Матрица разнообразия – способ определения компетентности педагогов» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 8 за 2006 год) приведены результаты исследования, сделанного автором с помощью матрицы разнообразия. Как выяснилось, чаще всего учителя применяют объяснительно-иллюстративный метод обучения. Значительно реже – эвристический, совсем редко – программированный, проблемный и модельный методы.
Исследование показало низкую компетентность заведующих учебной частью: 98 процентов завучей не различают лабораторную и практическую работу, 80 процентов – лекцию и рассказ (видят различие лишь в объеме излагаемого материала), 71 процент – практикум и практическую работу, 70 процентов считают самостоятельную работу школьников формой контроля.

Какие приемы помогают реализовать образовательный потенциал диалога? Об этом материал методиста И. Веретенниковой «Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке?» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 11 за 2006 год).
Секреты построения диалога в статье раскрываются на опыте заслуженного учителя Российской Федерации Валентины Федяевой. Так, управляя обсуждением в классе, Валентина Ивановна подбадривает детей, ориентирует их на общение друг с другом, а не на ожидание мнения учителя.
Например:
«Это интересная мысль, Коля. Игорь, что по этому мнению думаешь ты?»
Педагог исключает вопросы, на которые, по мнению ученика, можно дать только один правильный ответ. К примеру: «Какая главная мысль этого отрывка?» Лучше спросить: «Какие мысли вызвал у вас этот отрывок?»
Ставит вопрос так: «Кто может ответить на этот вопрос?» А не так: «Кто-нибудь вообще может ответить на этот вопрос?»
А еще, как считает Федяева, очень важно не бояться тишины, давать детям время на размышление.
Когда ребенок заканчивает ответ, учитель оглядывает класс и оценивает реакцию других учеников. Если ученики выглядят озадаченными, спрашивает: почему? А если ребята согласно кивают – просит привести доказательства и примеры, подтверждающие ответ товарища.

Как отмечают психологи, в России увеличивается число тревожных детей, которых отличают повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. К сожалению, обучение в школе часто сопровождается усилением тревожности. Почему так происходит?
В статье кандидата педагогических наук Ф.Сушкова «Уровень тревожности школьников растет» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 9 за 2006) представлены данные исследования уровня тревожности учеников школ Москвы и Московской области. Исследование показало, что у большинства школьников чувство тревоги возникает из-за переживаний социального стресса и страха перед проверкой знаний. Особенно подвержены социальному стрессу младшеклассники. Придя в первый класс, ребенок оказывается в совершенно новой обстановке, ему надо привыкнуть к новому порядку, расписанию, учителям. Многие, особенно тихие и тревожные ребята боятся общаться со сверстниками и старшеклассниками. Хотя в первом классе детям, как правило, нравится получать новые знания, как только дело доходит до проверки, у детей возникает панический страх перед предстоящей контрольной. Дело в том, что учителя и родители часто пугают плохими отметками, и у ребенка складывается стереотип, что двойка – это настоящая беда, которую никак нельзя исправить. Учителю надо постараться разрушить этот стереотип, чтобы школьник чувствовал себя увереннее при ответах.
У старшеклассников тревожность возрастает при мысли о предстоящих экзаменах. Кроме того, почти у 20 процентов старшеклассников присутствует страх самовыражения, который у младших школьников почти не проявляется. Причиной появления этого страха может быть учитель, который при неправильном ответе начинает укорять и бранить ученика. Ребенок, когда его ругают перед всем классом, закрывается от мира, замыкается в себе и в процессе обучения становится пассивным наблюдателем.
Один из выводов авторов исследования: учителю надо прежде всего научиться не осуждать ученика за его ответы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"