Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Зачем ребенок приходит на занятия, если он...

...ничего не делает

Всегда есть и будут ребята, которые, по мнению учителя, ничего не делают у него в кружке, только «зря болтаются». Легко представить такую ситуацию в кружке журналистики: ребята выпускают газету. Один мальчик приходит в течение трех месяцев, но ни разу ничего не написал, не помог в оформлении или верстке газеты. Учительнице кажется, что он только зря теряет время. Она решает поговорить с ним и предлагает больше в кружок не приходить: он же все равно там ничего не делал, ничему не учился. Ей кажется, что расстались они друзьями, но через некоторое время слышит от ребят, что мальчик им пожаловался: мол, его выгнали, и он об этом очень жалеет. Учительница в недоумении: ведь она только помогла мальчику избавиться от ненужной нагрузки, пусть в это время занимается тем, что ему действительно интересно.
В свободном образовательном пространстве подобные ситуации случаются очень часто. Когда сформулированные вместе с учителем задачи не интересны для ребенка, но при этом он доверяет педагогу и не теряет надежды найти полезное для себя дело. Ученик приходит в кружок, наблюдает за работой других – он ищет что-то свое, для себя. Не стоит думать, что он при этом ничего не делает и ничему не учится. Нужно набраться терпения и ждать, периодически обращаясь к нему с предложением попробовать силы в том или ином деле. Некоторые ребята очень долго выбирают, для них именно принятие такого решения – самый главный шаг в собственном развитии.

...ничего не доводит до конца!

Еще одна типичная для свободного образовательного пространства ситуация: ребенок приходит регулярно, с готовностью берется за предложенную ему работу, но по разным причинам не доводит ее до конца. Это раздражает педагога, ему кажется, что такая работа приучает ребенка к безответственности. Кроме того, тратятся материалы, которые могли бы (по мнению взрослого) быть использованы с большей пользой другими детьми.
Однако, прежде чем делать выводы, стоит задуматься, почему так происходит именно с этим учеником? Не слишком ли сложная задача была поставлена перед ребенком?
Если кружок занимается конкретной работой, результат которой регулярно предъявляется (производит что-то, ставит спектакли), ненадежный, неумелый, неуверенный в себе участник может подвести всех. И лучший выход – не давать ему отдельной работы (а предлагать роль помощника, не несущего реальной ответственности) до тех пор, пока все не увидят, что этот ребенок действительно сделает то, за что взялся.

...всем мешает!

Ничего не делающий в кружке ученик или тот, кто постоянно неуспешен (не может довести начатое дело до конца), часто становится нарушителем дисциплины. Он начинает отвлекать остальных ребят от работы, конфликтует с ними и с педагогом.
В хорошо организованном свободном образовательном пространстве поддержанием дисциплины занимается не взрослый, а все детско-взрослое сообщество. Поэтому в кружке не стоит вводить раз и навсегда правила, заранее придуманные его руководителем. Правила поведения должны быть сформулированы совместно с детьми, обсуждены и приняты всеми членами кружка. Тогда им будут следовать все. Это сложная и длительная работа, которая постоянно возобновляется. Потому что в кружок приходят новые ребята, с новыми вопросами, предложениями, ожиданиями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"