Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Школьный кружок: расширяя круг возможностей

Свободное образовательное пространство вовсе не мираж, оно существует как вне школы, так и внутри ее: кружки, спортивные секции, клубы, внеклассные мероприятия, поездки, театральные представления. Эту систему часто называют «дополнительным образованием», что предполагает необязательность, вторичность.
Мы предлагаем новый ракурс анализа педагогической деятельности в этом пространстве, определяя его не как дополнение к основному, а как принципиально отличное от него. Свободное пространство организуется в соответствии с сегодняшним выбором ребенка; в нем каждый может и должен найти то занятие, которое ему действительно нужно и интересно.
Детей нельзя заставить посещать кружок. Невозможно удержать силой, если ребенку там стало неинтересно. Школьный кружок – важная часть свободного образовательного пространства школы. Как организовать его работу? Как привлечь в кружок новых детей?

Сколько человек у вас в кружке?

К сожалению, программы для школьных кружков до сих пор составляются по тому же принципу, что и программы для общеобразовательных предметов, и подразумевают наличие постоянной, стабильной группы. Эти программы построены по линейному принципу: материал в соответствии с этими программами должен изучаться последовательно в конкретной одновозрастной группе.
Однако каждый, кто хоть раз в жизни вел школьный кружок, знает, что постоянным состав таких групп не бывает: сегодня пришли 20 человек, а завтра – два.
Если учитель, ведущий кружок, работает в разных параллелях, то и возрастной состав его кружка меняется. Во-первых, трудно удержаться и не пригласить к себе в кружок учеников разных классов. Во-вторых, дети по природе своей любознательны и общительны: они всегда обнаружат место, где занимаются чем-то интересным, расскажут об этом своим друзьям, знакомым... И придут, даже если их туда не позвали. Кто сможет отказать? Кружок в школе – это и клуб общения, и место психологической разгрузки, и просто повод побыть вместе с друзьями, да чтобы родители не ругали.

По какой программе работаете?

Программа может быть концентрической, то есть материал в ней строится в виде повторяемых тем. Это позволяет принимать новых ребят в кружок в любое время учебного года. Для составления такой программы нужно сформулировать крупные темы (блоки), которые будут повторяться в течение одного учебного года несколько раз, минимум – четыре. В каждом блоке должна быть общая тема и подтемы, которые можно изучать на разном уровне.
Кружок редко бывает чисто «знаниевым». Как правило, в кружках учатся что-то делать: танцевать, играть на сцене, рисовать и т.д. Возвращение к собственному опыту, приобретенному в предыдущем туре (блоке занятий), очень полезно для постоянных членов кружка. А для тех, кто решил в нем заниматься с начала новой четверти (или новой недели), такая программа – единственная возможность заниматься тем, что интересно, не дожидаясь начала следующего учебного года.
Приведу самый простой пример. Театральный кружок. В нем репетиции нового спектакля начинаются, например, раз в четверть. В программе указываются этапы работы над спектаклем, которые имеют каждый раз (каждую четверть) новое насыщение (ставится новый спектакль). Соответственно новые ребята периодически могут стать членами труппы. Кто-то за год выйдет на сцену один раз, а кто-то – четыре. Но возможность побыть артистом (или оформителем, или режиссером...) в этом году остается у всех желающих, и никто не услышит от учителя: «Мы уже набрали группу, приходи к нам через год».

Реклама – двигатель...

Нельзя забывать: для того чтобы новые ребята к вам пришли, мало одного их желания. Ребенку бывает трудно сделать первый шаг, прийти в совершенно чужую, незнакомую группу и сказать: «Я хочу у вас заниматься». Для этого как минимум он должен знать кого-то из вашего кружка, иметь поддержку.
Чтобы организовать такие встречи, можно, например, во время демонстрации в школе результатов работы кружка привлекать всех желающих к минимальному взаимодействию. Предположим, в школе работает кружок кулинаров. Периодически ребята показывают результат своего творчества: торгуют самыми вкусными изделиями прямо в стенах школы. При этом рядом с торговым «прилавком» стоит разделочный стол, за которым работает один из старших ребят и тут же при всех что-то мастерит (например, очень красивые украшения для салата). Он предлагает всем желающим поучиться у него, например, сделать «розочку» из помидора и украсить ею салат. Тот, кому интересно, подойдет и попробует это сделать. В ходе работы дети познакомятся, и потом, когда новичок решит прийти в кружок, у него будет там «знакомый» – ученик, который во время выставки-продажи учил его делать «розочки».
Этот прием вовсе не нов. Он давно используется во время хорошо организованных (и потому – действенных!) «дней открытых дверей» средних специальных и высших учебных заведений. Те, кто заинтересовался, могут построгать, попилить, поработать на простейшем печатном или гравировочном станке.

Чтобы захотеть придти снова

Для кружка, который действительно работает как вариант свободного образовательного пространства, мало найти тех, кто в него придет. Нужно еще так провести работу с ними на первом занятии, чтобы ребята захотели вернуться. Дело в том, что для большинства детей очень важно видеть сегодняшние результаты своей работы, а не слушать о том, что случится через несколько месяцев.
Поэтому очень важно, чтобы вновь пришедший сформулировал цель прихода (не вообще, а именно на сегодняшний день!), обязательно ее добился и сам это осознал.
Свои цели ребята, как правило, сначала формулируют как отдаленно-заоблачные: «хочу стать врачом» или «хочу стать великим артистом» и т.д. Работа учителя в свободном образовательном пространстве состоит в первую очередь в том, чтобы помочь каждому ребенку трансформировать (не изменить!) его отдаленные цели-мечты во вполне конкретные, простые, достижимые задачи. И каждый день показывать: ученик идет именно туда, куда хотел, идет медленно, но уверенно. Хорошо, когда в конце каждого занятия ребята не только подводят итоги дня, но и думают о том, что они сделают вне кружка, зачем придут туда в следующий раз.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"