Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


 «Есть ли прямая взаимосвязь между самообразованием и профессиональным ростом учителя? На первый взгляд она очевидна. А на самом деле? Как побудить учителя к самообразованию? Как создать климат, в котором работать некачественно не просто стыдно, а невозможно? Наверное, я идеалист, но все время хочется поднять ответственность учителей, хотя достойной зарплаты я им предложить не могу…» Это выдержка из письма директора школы, нашего постоянного читателя.
Действительно, в школьном календаре сейчас период учебы педагогов.
Но с интересными и по-настоящему нужными курсами везет далеко не всем. Между тем у каждого учителя есть возможность читать, анализировать свою практику, общаться с коллегами.
Но отчего-то в одних школах самообразование – личное дело каждого, а в других не мыслят себе жизни без проектов, школьных конференций, мастер-классов.
Нина ЗЕМЛЯНЕНКО,
заместитель директора школы № 27
г. Таганрог

Чтобы учителю было интересно работать

Представляем опыт двух школ, где педагоги воспринимают самообразование как естественную и неотъемлемую часть профессиональной жизни

Лидер

Когда заходит речь о мотивации учителей в сфере самообразования, первое, что приходит в голову, –  это материальное стимулирование. Однако ограничиваться этим нельзя.
Любое начинание, будь то интегрированное обучение, исследовательская работа или освоение новых технологий, в школе не продвинется, если не будет энергичного, увлеченного человека. При этом он должен обладать хорошими организаторскими способностями.
Прежде всего необходимо понятно и доказательно объяснить, как та или иная инновация поможет в работе, сделает обучение более комфортным и эффективным. Ведь любой учитель хочет работать лучше.
Вы хотите доказать учителям преимущества информационных технологий? Продемонстрируйте  им компьютерную презентацию урока и сообщите, что они смогут воспользоваться ею в каждом классе, изучающем эту тему.
Конечно, любая инновация требует большей затраты сил и времени по сравнению с привычной работой.
Нужно помнить о том, что осваивать новые методы и технологии нелегко, особенно немолодым учителям. Они, ко всему прочему, боятся показаться некомпетентными, несообразительными. Поэтому лидер, пропагандирующий новую идею, должен продемонстрировать на собственном примере: да, я тоже этого не умею, но  учусь, и у меня далеко не сразу все получается.  Это можно демонстрировать на тех же медиатехнологиях или на примере участия в конкурсах. Учителя нашей школы до последнего времени не решались посылать свои работы на конкурсы, а я им доказала, что ничего страшного и недостижимого в этом нет. Теперь в школе настоящий конкурсный бум.

У нас так принято

Если завуч и директор хотят, чтобы учителя их школы постоянно продвигались в своем развитии, необходимо работать над атмосферой в школе. Самообразование должно стать внутренней установкой, а работа по повышению своего мастерства  –  престижной. В уставе нашей школы записано, что у каждого учителя должен быть план по самообразованию, над одной темой можно работать от года до трех лет. Но быть обязанным и хотеть  –  это разные вещи. Мы создаем условия для того, чтобы саморазвитие приносило учителю удовлетворение. Вместе с тем в любой школе есть люди, тяжелые на подъем, с трудом воспринимающие все новое. Но даже их можно частично включить в общую деятельность. Хотя бы на уровне методобъединения. Руководители МО планируют работу так, чтобы в нее вносили вклад все, даже самые инертные.
Профессия у нас не карьерная, но учителя при этом довольно честолюбивые люди: мало кто останется равнодушным, видя как все его коллеги что-то придумывают, осваивают, учатся. Он непременно включится в процесс, чтобы не быть аутсайдером.
Для любого человека важно публичное признание его заслуг и успехов. Педагоги могут продемонстрировать результаты своей работы в виде нетрадиционного открытого урока, публикации, участия в методической неделе. Это может быть и выступление на научно-исследовательской конференции учителей. В прошлом году мы в первый раз опробовали эту форму работы. В конце каждого выступления было обсуждение, а после конференции кафедры заявили, что многое из докладов собираются использовать у себя.

Организация

Помимо соответствующих традиций и настроя в школе должны быть продуманы организация работы и система взаимоотношений, которые делают самообразование и творческий рост необременительными.
В нашей школе учителя объединяются в профессиональные сообщества не только по традиционному признаку преподаваемого предмета – методические объединения. Помимо МО существуют педагогические лаборатории, куда учитель приходит по желанию и работает над тем проектом или исследованием, которое его интересует, причем столько, сколько считает нужным.
Молодые учителя не чувствуют себя брошенными на произвол судьбы. Их обязательно курируют  опытные педагоги, знакомят с особенностями школы, ходят к ним на уроки, приглашают к себе.
Возвращаясь к идее материального стимулирования, могу сказать, что у нас практикуется система премий. Один-два раза в год учителя получают некоторую сумму, размер которой напрямую зависит от  их активности в сфере повышения мастерства. Открытые уроки для учителей города, исследовательская работа, участие в конференции  –  все, что требует дополнительной работы, школа старается хоть в какой-то степени оплатить. Деньги совсем небольшие, но люди твердо знают заранее, какую премию и за что получит каждый.
Но самое главное, конечно, чтобы люди почувствовали: их никто не принуждает, а только поддерживают. Занимайся тем, что именно тебе интересно.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Неотъемлемая часть работы каждого учителя – оценивание. Мы выставляем отметки, пишем характеристики, учим ребят видеть свои успехи и промахи. А часто ли мы проделываем подобную работу, глядя на себя как на профессионала?
Попробуйте оценить степень своего профессионализма. Обсудите свои варианты ответов с коллегами.
Может быть, в ходе этого обсуждения возникнет идея нового педагогического семинара, конференции?

Упражнение 1

Выберите один из вариантов ответа на вопросы или предложите свой.
1. Что вы испытываете, готовясь к встрече с классом, к новому уроку:
– тревогу, сомнение в своих способностях организовать детей, провести интересный урок;
– уверенность в том, что все пройдет так, как вы запланировали, твердое представление о том, что и когда вы будете делать;
– предвкушение интересного разговора, любопытство: куда повернется урок;
– азарт, ожидание всеобщего восхищения, когда ученики поймут, какие горизонты вы для них открыли.
2. Уроки окончены, ученики задержались в кабинете, чтобы поболтать. Что вы предпочтете сделать:
– уйти поскорее, потому что вне деловой ситуации вам неловко оставаться с детьми, вы не знаете, как себя вести;
– раз уж ребята здесь, можно обсудить пару важных вопросов, решить, кто будет отвечать за выпуск следующего номера газеты, например;
– внимательно и с интересом выслушаете все, что скажут вам ребята, возможно, и сами расскажете что-нибудь о себе, ведь порой такие разговоры бывают важнее уроков;
– постараетесь в разговоре незаметно подвести ребят к теме, которую вам давно хотелось обсудить неформально, попробуете в доверительной обстановке помочь им сделать правильные, с вашей точки зрения, выводы.

Упражнение 2

Это упражнение подходит как для педсовета, так и для разговора на методобъединении, на семинаре, просто в учительской.
Опишите кратко свои планы на ближайшую четверть: с точки зрения повышения профессиональной подготовки ___________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________, с точки зрения личностного роста_________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________ .
Обсудите в паре с кем-нибудь из коллег в течение пяти минут свои ответы. Затем поменяйтесь ролями в паре, выслушайте ответы собеседника.
Даже простой обмен информацией даст вам пищу для размышлений. Но можно это упражнение завершить и разговором в общем кругу, посвященном планам на будущее.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"