Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело


Вторая четверть – время плановой работы с неблагополучными семьями и учениками. Ближе к декабрю уходят из школы дети, с которыми эта работа успехом не увенчалась. Те, кому грозит столбик двоек в полугодии. Те, кому открытым текстом сказали: у нас ты аттестат не получишь.
Наиболее «благополучные» из неблагополучных, за кем присматривают родители, попадают в экстернаты. Самые невезучие – на улицу. А те, кто «посерединке», – в школы открытого типа.
«Основной целью деятельности школ открытого типа (5–9 классы) является комплексная медико-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних правонарушителей, – говорится в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». – А также создание условий для получения ими общего образования и профессиональной ориентации».
Сегодня такие школы работают в каждом административном округе Москвы, во многих городах и регионах России. Подростки попадают туда по постановлению Комиссии по делам несовершеннолетних.
Условия работы открытых школ делают их в некотором смысле уникальными. Здесь учатся дети, по отношению к которым все внешние методы воздействия уже испробованы. Учитель и ученик остались вдвоем. И если учитель признает, что все самое важное может произойти только между ним и ребенком, рождается какая-то новая педагогика. Которая и обычной школе нужна как воздух.

Ольга ФРОЛОВА

Приказано быть отстающей?

Педагоги и директора школ, готовые в безнадежной обстановке решать нерешаемые задачи, в нашей стране все еще не перевелись. Удивительно! Вот письмо директора общеобразовательной школы Курской области:

«Министр образования сказал: «За два-три года мы выведем отстающие школы на средний уровень». Мне непонятно, что является мерилом уровня. Какая школа для министерства средняя, какая отсталая? Если делопроизводитель небольшого муниципального учреждения численностью 54 человека имеет ставку 5500 рублей, что вдвое выше моей, а школа с семьюстами учениками ставки делопроизводителя не имеет вообще, то, наверное, школе просто приказано быть отстающей! И мне непонятно, каким путем министр собирается давать рост таким школам. Президентскими грантами? Да почему мне нужно доказывать что-то, чтобы получить деньги на самые необходимые нужды? Мне не грант нужен, а средства для приобретения спортивных канатов, ковров в продленку. Нужны доски для ремонта пола в спортивном зале, стол и стул, чтобы посадить психолога».

Комментировать письмо директора школы в Департаменте государственной политики и нормативно-правового регулирования Министерства образования и науки отказались: непонятно сформулирован вопрос. Однако в интернете этот же вопрос вызвал живой отклик ученого-физика, директора известного института:
– Разговоры о развитии образования ведутся постоянно. Люди принимают разговоры за чистую монету, потому что стране абсолютно необходимо это развитие. Но за ними не стоит ничего, что имело бы отношение к реальному делу. У государства-бензоколонки не может быть каких-либо настоящих стратегий развития. Образованные люди ему не нужны. Слова о развитии науки, технологий, образования и поддержка высокого уровня доходов чиновников – вот источники и составные части нацпроектов.
Опасность нацпроектной деятельности состоит не только в том, что не финансируются, как пишет директор школы, «самые необходимые нужды» образовательных учреждений. Создаются дутые репутации. Ведь те, кому дали большие деньги, по определению должны быть большими! А это сплошь и рядом не так.
Государственные инициативы последних лет в области образования – это метод сплошного бетонирования местности. Первым гибнет наиболее ценное: уходят из школы учителя, нужные детям. Последствия скажутся очень быстро. Параллельно с этим растет количество мероприятий, которые только наши реформаторы способны называть «конкурсами». Конкурсы документов, шоу-конкурсы учителей – все эти соревнования по умению создавать хорошую мину при плохой игре попирают природное благородство педагога, его главное профессиональное оружие. Директор прав: школе приказано быть униженной!

…Однако остудить горячую веру учителей в то, что государство искренне заботится о школе, очень трудно. Нам пишут о некачественном или о ненужном оборудовании, поставленном по нацпроекту, как о случайном недоразумении. Об обойденных премией прекрасных учителях – как о досадной ошибке. О том, как бы следовало по-настоящему поддержать школу, учителя, – как будто это на самом деле интересует чиновников образования...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"