Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
 

Елена ГРИГОРЬЕВА

Идем в музей!

Но без соответствующей подготовки дети скорее всего останутся равнодушными к самой прекрасной экспозиции

Как заинтересовать ребят своим предметом, расширить образовательное пространство школы, разнообразить приемы воспитательной работы? – такие вопросы в разных вариациях звучат в любой школе. В поисках ответов на них учитель (завуч, директор) в который раз окидывает взглядом далеко не новые наглядные пособия, ветшающие с каждым годом приборы и оборудование, перелистывает конспекты, сделанные на курсах повышения квалификации. В последние годы стало
возможно заглянуть в интернет. А еще практически под боком у многих школ расположен музей. Но для того чтобы поход в музей стал естественной частью образовательного процесса, потребуется немалая предварительная работа.

Каким бы известным и хорошим ни был музей, встреча с ним не гарантирует педагогического чуда. Приход в музей должен быть логичной и естественной частью школьной жизни.
Музейная экспозиция должна стать ответом на вопросы ребенка или его эмоциональные ожидания. Жизнь в классе движется по своим законам, одно увлечение сменяется другим. Иногда интерес вызван изучаемой темой, иногда книгой, часто он приходит из большой внешкольной жизни: домашние животные, динозавры, костюм определенной эпохи, судьба исторической персоны или автора понравившейся книги. Главное, чтобы вокруг темы завязался диалог, возникли вопросы. Их нужно бережно фиксировать, и в какой-то момент повести ребят в музей, обратиться к нему как к источнику возможных ответов.
Прочитали сказы Бажова с кучей непонятных слов – змеевик, малахит, самоцветы – и пошли в Минералогический музей смотреть, как эти камушки выглядят. Склеили из бумаги макет церкви, поискали материал об истории ее создания и существования – и только тогда поехали смотреть, как она выглядит в жизни (это настоящее чудо, когда оболтус-пятиклассник, завидев вдалеке силуэт храма Покрова на Нерли, бросается опрометью из-под зонта под проливной дождь и бежит в мокрой траве по колено с воплем: «Это она!»). Момент встречи ребенка с культурным объектом нужно очень точно рассчитать: тема уже достаточно разработана, но интерес не начал спадать. Что, увы, совсем не согласуется с обычаем планировать и заказывать экскурсии на год вперед.
Даже при самом живом интересе экскурсия будет провальной, если ее не подготовить с организационной точки зрения. Пусть каждый ребенок накануне сформулирует свой вопрос или задание (например, написать страничку в рукописную книгу о…). Если детей много, целесообразнее позволить им разбиться на группы, причем лучше, если группу будет объединять одно задание. После посещения музея нужно обязательно дать возможность ребятам продемонстрировать результаты.
Перед первой поездкой, конечно, необходимо рассказать о правилах поведения и, коротко, о том, что представляет собой именно этот музей. Но настраивая ребят перед посещением, нужно не переусердствовать. Чрезмерно восторженный и эмоциональный рассказ о предстоящей поездке может создать в воображении ребенка идеальную картину, которая не совпадет с действительностью. Это принесет лишь разочарование.
Планируя экскурсию, нужно помнить, что не во всех музеях вам позволят вести занятие самостоятельно. Некоторые, увы, настаивают на том, что рассказывать должен только официальный экскурсовод. Даже если вы подготовили интерактивные задания или ребенок из класса хочет выступить с рефератом, опираясь на экспозицию музея, лучше заранее позвонить и убедиться, что это не вызовет сопротивления.
Если работа предполагает записи или зарисовки, подумайте об удобстве ребенка: снабдите его дощечкой, чтобы не пристраивать листок на коленке. Формат тоже должен быть удобным. В Дарвиновском музее, например, используются дощечки размера А-4, а брошюры – вполовину меньше. Задание должно быть не слишком объемным: вряд ли ребенок сможет эффективно и с удовольствием работать больше 35–40 минут.
Если в залах музея установлены компьютеры и ребята сразу бросаются к ним в поисках информации, минуя витрины, не оттаскивайте детей от мониторов. Они имеют право получать информацию самым удобным и привлекательным для них способом. Этап увлечения компьютером пройдет, утверждают сотрудники Дарвиновского музея.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru