Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
 

Елена КУЦЕНКО

Вы должны дать мастер-класс

Несколько правил подготовки

Приступая к планированию этой работы, как и всякой другой, хорошо бы понять, зачем и для кого. То есть, в чем смысл мероприятия: для галочки, поделиться опытом с заинтересованными коллегами, администрация что-то не понимает про вашу работу и хочет обсудить… В каждом из этих случаев подготовка и само действо должны быть разными.
Как ни модернизируют школу, увы, открытый урок «для галочки» все еще живет и процветает. На нем положено демонстрировать – без запинки, без сучка, задоринки и малейших признаков жизни. Адепты такого подхода оценивают, насколько все прошло гладко, «красиво» и методически грамотно. Они сидят с каменными лицами, записывают, без спроса забирают у детей тетради.
Есть отдельные экстремалы, которые в присутствии таких проверяющих дают обычный живой урок. Последствия трудно описать словами. На разборе урока «гости» негодуют так, будто вы демонстрировали им нечто неприличное.
Другое дело, если с вами всерьез готовы обсуждать вашу работу. Чтобы понять, перенять опыт, поспорить. В любом случае это предполагает равное партнерство. Вы не отчитываетесь, а гости не выставляют отметок.
Перед уроком и вы, и коллеги заявляете свои цели. Можно подробно поговорить заранее или коротко в самом начале урока, но ученики тоже должны услышать, ради чего урок проходит не так, как обычно. Чтобы ребята не чувствовали себя оловянными солдатиками, которыми играют взрослые.
Самое эффективное погружение в методику происходит при непосредственном участии взрослых в уроке. Наравне с детьми они выполняют задания, участвуют в обсуждении, подводят итоги.
Да и для учителя, ведущего урок, такая расстановка полезнее: непосредственные участники, обладающие педагогическим опытом, поймут и почувствуют гораздо больше, чем при наблюдении со стороны.
Поскольку такую форму презентации используют обычно учителя, дающие урок вживую, запланировать в деталях его нельзя. Значит, будут и неожиданные детские вопросы, и паузы, и непредвиденные результаты, и спонтанное развитие дискуссии. Прерывать его комментариями вряд ли разумно. Разве что какой-то момент непременно нужно отметить одной-двумя фразами. А при обсуждении вернуться к этому эпизоду.
Обсуждение после урока можно строить по-разному. Даже от порядка высказываний довольно много зависит. Как показывает практика, тот, кто хочет получить больший образовательный эффект, должен высказываться первым. Например, учителю – автору урока важно мнение коллег-экспертов для корректировки своей работы. Тогда ему лучше изложить свое видение урока первым и сориентировать ход обсуждения в нужном для себя ключе.
Если мастер-класс был дан для демонстрации, например, молодым коллегам, то после урока нужно предоставить возможность высказаться им. В некоторых школах принято, как в старину на русском флоте, давать слово, начиная с самого неопытного, а наиболее авторитетные коллеги высказываются последними. Чтобы не было соблазна укрыться за мнением начальства.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru