Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ПОСТУПКА
 

Марина НИКОНОВА

В доме появилась чужая вещь

Как помочь сыну или дочери исправить то, что совершено

Это общая, семейная тайна, беда и возможность исправиться. А что, если кража – это попытка проверить мир на податливость? Узнать его реакцию на нарушение запретов?
Специалисты утверждают: термины «кража», «воровство» вообще неприменимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии.
О детях, достигших старшего школьного возраста и укравших чужое, тоже не стоит говорить как о преступниках. Все гораздо сложнее. Большинство подростков хотя бы два-три раза, но совершают противоправные поступки. Что совсем не мешает им со временем повзрослеть и стать добропорядочными и законопослушными гражданами.
Взрослые явно что-то проглядели, бросали где попало свои кошельки, соблазняя детей всемогущими бумажками. А когда они со слезами на глазах упрашивали родителей купить им плеер или новую кофточку, родители отмахивались, говорили, что денег нет. Вот ведь что интересно: когда в доме денег действительно нет, дети об этом знают и выпрашивают редко и самое необходимое. Но если деньги есть – дети не могут об этом не догадываться и потому ждут от взрослых хотя бы честного ответа, не получив который, находят его сами.
Иногда родители, сами того не сознавая, формируют у детей неадекватные установки. Например, говорят: «Вот сосед воровал годами с производства – и живет теперь припеваючи», «Работаешь честно, надрываешься, а что толку?». Ребенок делает свои выводы: зачем надрываться, если есть более легкие и ненаказуемые в мире взрослых пути. Мотивом может стать и месть за незаконно нажитое богатство удачливым сверстникам или их обеспеченным родителям. Тут самое эффективное средство – воздерживаться от подобных разговоров при детях. Лучше потратить усилия на то, чтобы помочь ребенку развить его сильные стороны. Ведь за счет них он сможет утвердиться в жизни, не завидуя никому и не считая денег в чужих карманах.
Бывает, ребенок крадет импульсивно, непреднамеренно, стремясь привлечь к себе внимание родителей. В таких случаях пропажа денег или вещей быстро обнаруживается. Начинается громкое разбирательство, скандал. То есть цель «воришки» достигнута – получена немалая доля родительского внимания. Даже такая реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность. Психологически обоснованное поведение взрослых в этих случаях – меньше внимания уделить самому факту воровства (не игнорируя его), гораздо больше – восстановлению утраченных отношений с ребенком. Возможна даже совершенно неожиданная реакция – похвалить за какие-то успехи или сделать ребенку подарок.
Заподозрив ребенка в краже, всеми правдами и неправдами вызовите его на откровенность, чтобы узнать истину – его истину. Верьте каждому слову, мало-мальски разумному оправданию. Родителям ничего иного не остается, как верить и верой своей спасать детей от необдуманных поступков.
Не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Явная агрессия взрослых сразу же заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он вор.
Не спешите, хорошенько подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Наверное, наказывать надо. Но только если родители уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Может, строгость взрослых навсегда избавит его от дурных наклонностей, а может, и не избавит, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок скорее всего научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного – быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?
Пожалейте его. Помогите исправить то, что он совершил. Как можно бережнее и тактичнее отнеситесь и к нему, и к его поступку. Храните в тайне, если нужно, всю эту неприятную историю даже от ближайших родственников, если ребенок просит об этом. Ни с кем во всеуслышание не обсуждайте детали происшедшего. Ребенок не должен привыкнуть к содеянному как к чему-то обыденному. Известному всем и потому уже вполне приемлемому.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru