Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
 

Олег КАЛИНА, психолог-консультант

«Будешь плохо учиться – перестану давать деньги...»

Это не способ воспитания, а способ ухода от проблем

Соблазн использовать денежные стимулы в воспитании ребенка для ногих родителей весьма велик. Кажется, что такая идея решит все проблемы. Ребенок с малых лет будет знать, что деньги надо заработать и что без труда и усилий тут не обойтись. И невдомек родителям, какими последствиями чреват этот метод.

Подопытный двоечник

В психологии хорошо известен подход, который первоначально был отработан на подопытных животных. Суть его – в применении так называемого положительного или отрицательного подкрепления для формирования новых способов поведения. Используя кусочек сахара или хлеба, человек смог научить животное делать то, что ему хочется. А почему бы не использовать те же методы и с человеком, подумали ученые. Беда только в том, что такой подход далек от гуманистического. Он не учитывает богатства внутренних переживаний, чувств и желаний «подопытного». И тем опасен. Потому что постепенно лишает отношения близких людей эмоционального тепла. Значение родителей сводится к одному: дают они или не дают денег, подкрепляют или нет нужное им поведение ребенка. Связь родителя и ребенка становится чересчур материализованной. Получается, что проще заплатить, чем попытаться понять.
Выходит, это своего рода способ защититься от чего-то такого, что и является истинной причиной неуспеваемости ребенка. Ведь она возникает не на пустом месте! И уж если родители начинают платить за отметки, от определенных трудностей, сложившихся в детско-родительских отношениях, никуда не деться.

Взрослые мотивы

Родители могут давать своим детям деньги на карманные расходы, но им не стоит использовать их как способ манипуляции: «Будешь плохо учиться – перестану класть деньги на твой мобильник!». Лучше, если родители помогут подростку найти работу, чтобы он сам мог зарабатывать деньги на свои нужды. Только так он обретет чувство уверенности и независимости. И куда правильнее, если основам товарно-денежных отношений ребенка учат не родители, а настоящие работодатели.
При этом не нужно опережать и подгонять развитие ребенка, он сам очень скоро повзрослеет. В идеале для младшего школьника познавательные, учебные интересы должны доминировать в школе над остальными. А если платить за отметку, то денежные мотивы станут ведущими, что вряд ли будет гарантировать именно обучение, а не механическую зубрежку ради отличной отметки и денег за нее.

Пока еще не поздно...

Конечно, искушение попробовать пла­тить за отметку может быть очень сильным, особенно когда никакие уговоры не помогают. А вдруг это последняя надежда пробудить интерес к учебе?
Если видите, что успеваемость начала необъяснимо ухудшаться, не вините во всем ребенка, а постарайтесь понять, все ли в порядке в вашей семье, всем ли довольны вы и ваш ребенок. И уж коль все зашло слишком далеко – не стесняйтесь, обращайтесь к психотерапевту.
Перед родителем, решившимся прийти с ребенком на прием к специалисту, возникнет проблема выбора. Существуют разные виды психотерапии, которые зачастую основываются на совершенно противоположных представлениях. Что в общем-то нормально: психика человека слишком сложна. Одни психологи предлагают достаточно быстрое решение проблемы, другие говорят, что психотерапия – длительный и сложный процесс, понадобится год-два. Кому верить?
Дело в том, что психология – не медицина в классическом понимании, когда от врача ждешь четких и однозначных инструкций, таблеток, рецептов.
Прежде чем идти к психотерапевту, попробуйте заглянуть вглубь себя, прислушаться к своим чувствам, желаниям, постарайтесь представить, что может чувствовать и желать ваш ребенок. Может, у вас даже пронесется в голове шальная мысль: «А не связана ли его плохая успеваемость с …?»
Вам тут же захочется прогнать эту мысль. Отделаться от нее как от глупой, странной, дурацкой, неприличной или не имеющей значения. Но постойте! А что, если эта мысль возникла у вас не случайно?
Вспомните себя, свое детство, своих родителей. Платили ли они вам за оценки? Какие способы использовали, чтобы улучшить вашу успеваемость? Как относились к вашим двойкам? Что вы чувствовали, когда они упрекали вас и наказывали за плохие отметки? Или вам было неведомо, что такое двойка, и вы были круглым отличником? А было ли это легко? И почему получить хотя бы четверку для вас было самым страшным, что только могло произойти?
Вспомнили, подумали? Так, может, вместо того чтобы ругаться, грозиться и в отчаянии платить за отметку, вы просто пойдете и погуляете с ребенком, купите себе и ему самого вкусного мороженого и скажете искренне, как много он для вас значит. Пока еще не поздно…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru