Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
 

Алексей РАСТЯНИКОВ,
кандидат психологических наук;
Оксана КЛИМОВА, директор школы № 529
Москва
Записала Елена КУЦЕНКО

По результатам первой четверти

Содержательные критерии оценки педагогической работы

Первая учебная четверть подходит к концу. Каждый учитель и классный руководитель знает, что с него спросят все положенные формальные отчеты. Журналы будут заполнены, отметки выставлены, проценты подсчитаны. И все? Это и есть итог нашей работы, той самой, о которой спорят, наука это или искусство?
Если допустить, что труд учителя отличается от тоже уважаемой,
но принципиально иной работы слесаря или штамповщика, то и результаты педагогической деятельности должны оцениваться не только в цифрах. Официальных отчетов, конечно, не избежать: напишем и посчитаем. А что и как можно конструктивно и эффективно анализировать помимо этого, о чем размышлять самому и беседовать с коллегами, чтобы увидеть результаты, обратить внимание на промахи и успехи?

Цели и результаты

Форма и содержание процесса подведения итогов зависят прежде всего от критериев, ценностей и внутренних установок учителя, если мы говорим о работе в классе, или школы – когда речь идет о педагогическом коллективе.
Очень важно при этом отдавать себе отчет по поводу собственных приоритетов и ценностей. Лучше всего сформулировать свои цели. Это может быть хорошая успеваемость. Или крепкие знания по предмету. Или увлечение предметом. Это не всегда просто сделать, ибо зачастую педагог декларирует одни цели и искренне уверен, что это на самом деле для него существенно, а проверяет и оценивает что-то другое. Для того чтобы прислушаться к себе и выявить свои неподдельные устремления, бывает полезно проанализировать собственные эмоции: что вызывает наибольшую досаду и разочарование, когда не получается. И, анализируя результаты, именно на это обращать внимание: что я делал, чтобы добиться важного для меня эффекта.
Одним словом, итоги неразрывно связаны с целями: что я планировал, то и анализирую.
Однако в работе учителя почти всегда наблюдаются и непредвиденные результаты, и побочные эффекты – мы ведь не можем предусмотреть и запланировать все. Это нормально, творческий процесс всегда избыточен.
Вдруг к концу четверти педагог обнаруживает что-то интересное (ребята увлеклись театром) или, наоборот, тревожное (ребенок замкнулся, отдалился от всех). Отметив такой непредвиденный результат, учитель тем более должен обратить на него внимание. Значит, он не отследил причины негативной динамики. Или не осознает, как пришел к положительному эффекту. Хорошо, конечно, что хоть один раз получилось случайно, но мастерство состоит в том, чтобы идти к результату сознательно.

Отметки – это еще не все

Некоторые учителя и школы стали выделять как критерий успешности педагогической работы развитие ребенка. Остается много вопросов относительно того, как его увидеть.
«Развитие личности ребенка» – это очень широкое понятие и нуждается в пояснении и детализации. Тут каждый педагог и каждая школа опять же могут перечислить наиболее важные для себя пункты. Приведем некоторые из них. Например, развитие мотивации и сферы интересов ребенка. Как этот элемент развития личности может увидеть учитель? Для этого необходимо создать в классе особую среду, которая позволит интересам ребенка проявиться. Это могут быть особенным образом организованные классные часы, встречи, праздники, во время которых ученики рассказывают о своих интересах и демонстрируют достижения. Вообще учителю нужно помнить, что неправильно организованное общение часто служит препятствием к тому, чтобы «увидеть» ребенка.
Еще одним критерием развития личности многие педагоги называют желание и умение самостоятельно размышлять. Для того чтобы побуждать учеников к этому и видеть потом результаты, учитель опять же должен соблюдать некоторые условия: поощрять самостоятельные рассуждения детей, не одергивать и не осуждать за ошибки. Приветствоваться должны все свободные самостоятельные размышления. В том числе и ошибочные с точки зрения учителя.
Очень важный критерий – развитие ценностной сферы ребенка, его способность сделать осознанный выбор. Для того чтобы это качество развивалось, нужно акцентировать внимание детей на моменте выбора, приучать их анализировать свои поступки. Мы ведь даже в повседневной жизни часто встаем перед проблемой выбора, важно, чтобы он был сознательным. С помощью школьного психолога можно организовывать специальные тренинги, диспуты, классные часы, где ребята пробовали бы моделировать свое поведение в сложных ситуациях. Условием успешности такой работы опять же будет правильно организованное общение между педагогом и ребенком.
Отдельным важным пунктом наблюдений могут стать возрастные особенности детей. А учителю, подводящему итоги работы за четверть, стоило бы постоянно контролировать себя: насколько он учитывал возрастные особенности именно этого класса.

Итоги подводит учитель

Допустим, учитель увидел продвижение детей по тем или иным направлениям развития личности, отметил динамику. В какой форме могут отражаться эти наблюдения? Каждый выбирает для себя сам. Категорически противопоказана только одна – формальный отчет.
Возросший уровень коммуникативных навыков, самостоятельности, умение делать выбор и размышлять ребята могут продемонстрировать в презентации продукта, интересного для окружающих, – исследования, проекта, сборника статей. Имеет смысл организовывать с этой целью в конце четверти ученические конференции, фестивали достижений.
К осмыслению результатов четверти обязательно нужно привлекать и самих ребят. В конце четверти хорошо бы собраться в неформальной обстановке, за чаем, например, и поговорить о том, что за эти два месяца показалось самым позитивным, самым тяжелым. Главное условие остается прежним – никакой формализации.

…и директор

Одна из главных бед образования состоит в том, что требования к отчетам учителей предельно бюрократизированы. По инерции и учитель требует от учеников того же. Поэтому школьные управленцы должны выстраивать подведение итогов таким образом, чтобы не заформализовать отношения педагога с ребенком.
Как всегда, лучше начать с анализа того, что уже сделано. Управленческая команда, прежде чем планировать итоговые мероприятия за первую четверть, может собраться и вспомнить, как было организовано подведение итогов за прошлый учебный год. Насколько формальными или неформальными были отчеты, педсоветы, собрания методических объединений, проблемных групп? В качестве кого выступали учителя: представили данные и выслушали итоговый доклад завуча или высказывали свои сомнения, предложения, оценки, вопросы? И если вы вспомните какие-то изъяны или ошибки в организации подведения итогов, есть шанс исправить их в конце первой четверти.
Подводя итоги на уровне школы, нужно помнить о том, что если вы ставите задачу развития личности ученика, начинать нужно с развития учителей. И подведение итогов, как составная часть работы школы, должно работать на эту задачу. Учителя, которые привыкли работать в атмосфере открытости, свободных обсуждений, сотворчества, скорее всего перенесут этот стиль отношений в класс.
Хотелось бы напомнить управленческой команде еще об одном деликатном моменте.
В педагогических коллективах иногда можно встретить интриги, ревность; случается, что менее успешные учителя пытаются дискредитировать достижения коллег. При подведении итогов нужно это учитывать и тактично пресекать подобные попытки. Еще лучше, если никто в школе не будет чувствовать себя неуспешным. Ведь в работе каждого педагога можно найти что-то положительное. Не скупитесь на похвалу, и в следующей четверти даже небольшой успех может превратиться в точку роста учителя.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ПОПРОБОВАТЬ, ТО...

…не забывайте, что первая четверть – особенная, от нее зависит эмоциональный настрой учеников и учителей на весь год. Нужно обратить особенное внимание на молодых учителей и на тех, кто взял новые классы: как у них складываются отношения с коллегами и детьми. Учитель, анализирующий результаты работы с классом, обязательно должен обратить внимание на настроение детей; выяснить, что вызывает трудности; не возникло ли у детей чувство усталости. Особенно важно провести такую работу в параллелях, где ваш предмет изучается первый год. Если в первые недели сразу стало трудно и непонятно, это может отбить интерес к предмету на всю жизнь.

…попробуйте использовать анонимный опросник, чтобы выяснить состояние и настрой детей вашего класса. Сформулируйте несколько вопросов: насколько было трудно учиться? насколько интересно? Рядом с каждым вопросом – шкала от 0 до 10. Можно использовать открытые вопросы: какие темы было бы интересно обсудить на классных часах? Мне хотелось бы подробнее поговорить о… Самая непонятная для меня тема… Анонимность даст возможность детям высказываться более свободно, чувствовать себя в большей безопасности. Кстати, если вы даже узнали автора по почерку, никогда не демонстрируйте этого. Даже если он написал что-то неприятное для вас. От анонимности можно отказаться, если у вас с классом сложились доверительные отношения, да и то только по желанию авторов.
…анализируя итоги работы школы, учителя могут высказываться не от своего лица, а выступить от лица какого-нибудь литературного героя или другого персонажа, реального или вымышленного. Так людям гораздо легче высказывать суждения и оценки.

…не стремитесь к поголовным отчетам всех школьных объединений. Если методическое объединение, например, провело в середине четверти содержательный «круглый стол», не обязательно ему собираться еще раз для отчета.

…постарайтесь, чтобы подведение итогов проводилось с точки зрения здравого смысла и выявляло реальное положение вещей. Если вы решили в этом году попробовать ту или иную методику, разумнее не вопрошать грозным голосом: «Кто еще не освоил?», а выяснить, кто все-таки попробовал. Если никто, значит, выбор методики был не слишком удачным. А если кто-то решился, пусть расскажет о результатах. Получилось? Можно попросить дать мастер-класс. Не получилось? Это тоже результат. Методобъединение и существует для того, чтобы отмечать результаты работы учителей.

…помните, что результаты подведения итогов – повод не для разноса, а для корректировки планов.

…расценивайте результаты первой четверти не как взгляд назад. Попробуйте в октябре увидеть май и оценить, как вы прошли первый этап этого пути.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru