Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
 

Вопросы задавала Елена ИВАНИЦКАЯ

Тяга к новым ощущениям

Прочитать в классе лекцию о вреде наркотиков – не лучший путь профилактики, считает генеральный директор петербургского фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги» Ирина АЛЕКСЕЕВА

– Ирина Алексеевна, какова, на ваш взгляд, реальная ситуация с подростковым употреблением наркотиков, как легальных – алкоголь, табак, так и нелегальных?
– Точно и доказательно утверждать, что среди подростков растет или идет на спад употребление наркотических веществ, мы не можем. Зато уверены в том, что происходит переструктурирование: потребление так называемых «тяжелых» наркотиков уменьшается, а «дискотечных» – увеличивается. Но дискотечные наркотики только с виду более безопасны. Последствия от них не менее угрожающие.
Ситуация с подростковым алкоголизмом в разных регионах тоже разная. Где нет доступа к наркотическим веществам, там алкоголизм заметно лидирует.
В курении есть строгая и четкая зависимость: если родители курят, обязательно закурит и ребенок. Запрещать или объяснять, что мы, мол, сами теперь жалеем, мучаемся от этой вредной привычки, бесполезно. Хотите уберечь ребенка, бросайте сами курить.
– Почему общепринятые меры профилактики оказались малоэффективными?
– Беда в том, что у нас в стране плохо поставлена ранняя помощь. По опыту нашей организации, ребята не обращаются к специалистам на первых этапах употребления наркотиков, пока психологическая и физическая зависимость еще только формируется.
Но стоило нам организовать отделение кризисной помощи детям и подросткам, как родители стали приводить туда детей, которые только попробовали легкие наркотики разок-другой.
На самом деле помощь должна быть еще более ранней – заблаговременной. В тех проблемах, которые возникают у ребят в семье, в школе, в общении. Оставаясь нерешенными или даже невысказанными, они могут подтолкнуть подростка к наркотикам и алкоголю.
В школах ведь как привыкли: позвали специалиста, он прочел лекцию о вреде наркотиков, и все успокоились – профилактика проведена. А кто-нибудь подумал, на какую почву попала информация? Может, кто-то из детей уже пробовал наркотики, а у кого-то лектор нечаянно разбудил любопытство...
– Считается, что один подросток-наркоман способен «заразить» все свое окружение – весь класс, всю школу... А почему не удается наоборот – перевоспитать всем миром его одного?
– Наркомания вообще заразная штука. Наркоман действительно стремится втянуть в зависимость всех своих друзей. Почему не наоборот? Почему здоровый ребенок не пытается повлиять на больного?
Тут вот какая проблема: у наркомана есть мотив – вовлечь одноклассников в наркооборот. Ему необходимы новые потребители. Во-первых, для заработка: за каждого новичка он получает свою наградную бесплатную дозу. А во-вторых, наркоману очень трудно одному. Его повседневное существование мучительно: приходится постоянно заботиться о том, где и на какие деньги достать наркотик, бегать от милиции, скрывать свою болезнь от окружающих, хитрить с родителями. И желание разделить эту тяжесть с приятелями вполне понятно: ему по жизни необходимо, чтобы они стали такими же, как он.
Благополучный подросток не станет тратить все свои силы на то, чтобы спасти наркомана, ну нет у него такого интереса. А любопытства, тяги к новым ощущениям – хоть отбавляй. Вот наркоман и побеждает.
– Как научить детей противостоять такому влиянию? Отказаться от неприемлемого для себя предложения?
– Вот несколько классических приемов. Попробуйте проиграть с ними возможные ситуации, в которых надо сделать выбор. Например: «Тебе предлагают принять неизвестную таблетку. Как ты себя поведешь?»
Можно категорически отказаться от предложения: «Я не собираюсь рисковать своим здоровьем».
Сослаться на родителей: «Если родители узнают, они меня убьют».
Или найти себе союзника. Если подростку говорят: «Зря боишься, все делают это», он оказывается в затруднительном положении. Пусть попробует назвать кого-нибудь еще кроме себя, кто не делает «это». Например, «Максим и я бережем мозги для умственных занятий и яд не принимаем, вместо этого мы будем…».
Цель таких упражнений не в том, чтобы заучить наизусть готовые способы поведения и отговорки. А в том, чтобы дети поняли: в любой ситуации можно найти выход, и не один. Эта уверенность как раз и даст силы не поддаваться негативному влиянию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru