Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир
Наталья ВИШНЯКОВА
АНО “Школа ЗНАК”
Москва

Встречи и расставания

Смысловые точки школьного отрезка жизни

Начало учебного года и его завершение – события для детей неординарные и требуют неких ритуалов. В школьной жизни они давно выработаны и незыблемы: праздник первоклассников – выпускной вечер, первый звонок – последний звонок. Так мы стремимся отметить границы определенного этапа времени и опыта.
Однако такое обозначение по сути своей публично и границы одинаковы для всех – просто большие, общешкольные праздники. Именно поэтому в классе должны быть еще и свои собственные ритуалы: встречи и прощания, прием новеньких.

Каждый учебный год я начинаю и заканчиваю одинаково: прошу детей написать небольшую письменную работу. По жанру ее можно отнести к письму, посланию или реплике. В начале года тема – «Мой мир», а в конце – своего рода прощание – «А напоследок я скажу…». Эти работы для меня и моих учеников – две смысловые точки на школьном отрезке жизни.
Правила для обеих работ одинаковы:
– они никогда не зачитываются в классе и не обсуждаются;
– их не читает никто, кроме учителя;
– пишутся они на отдельных листках и не возвращаются ученику раньше, чем он закончит школу.
Почему необходимо уделять внимание таким вещам? Мне кажется, что тема письменной работы «Мой мир» – это небудничное начало нового учебного года. И потом, нужно как-то «раскачаться» перед тем, как приступить к повседневному режиму.
К тому же ребенок в процессе письма сам ставит перед собой ряд вопросов и сам на них отвечает. Возвращение в привычное место – всегда сравнение того, что есть, с тем, что было и что будет. Я вернулся в «старый контекст»: кем я вижу себя в нем, как изменилась жизнь и люди вокруг? Каким я сам стал за лето? На что настроен?
Если ребенок начинает учебный год с одних и тех же привычных действий, если он ждет их, значит, можно говорить о возникновении очень важных традиций.
Одновременно проясняется вопрос доверия к учителю, который задает такую тему: насколько дети могут раскрыть свой внутренний мир перед единственным читателем?
У прощальной письменной работы хоть и схожие, но несколько иные цели. Понять, что для ребят было наиболее значимым в учебном году, насколько насыщенной получилась жизнь, – это первая задача. Вторая – дать ученикам возможность проявить себя.
Перед очередными летними каникулами ребята, как всегда, написали свои мини-сочинения на тему: «А напоследок я скажу». А еще я подсказала им, что если кто-то из них захочет, может сочинить прощальные письма учителям и одноклассникам. Принесла пачку конвертов и пообещала передать запечатанные письма лично в руки адресатам. И знаете, не нашлось ни одного, кто не пожелал хоть кому-то что-то написать, сказать «спасибо», «простите», «до свидания» и что-то еще, невысказанное в течение года. Общая тональность прощальных писем оказалась доброй, теплой и светлой.
Шли годы, и в нашей школе эти письма стали традиционными. И теперь воспринимаются всеми как чрезвычайно ценные моменты жизни. Об этом говорит и тот факт, что чем старше дети, тем больше времени им требуется на письма: в 7 классе – максимум 15 минут, в 10-м – уже и 30 минут не хватает. Что неудивительно. Ведь приветствие и прощание – это проявление интереса к самому себе в школьном мире, разговор о главном и глубоко продуманном: с чем пришел в школу и с чем уходишь. Тут спешка ни к чему.
Еще очень важно, что такие работы дети пишут через достаточно большие промежутки времени, активно прожитые и оставленные позади, чуть ниже своего сегодняшнего роста.
В чем главная ценность таких работ? В искренности. И если темы работ повторяются из года в год (имеет смысл начать с 7 класса), это дает хороший материал для понимания ребят. Ты видишь, как они растут, меняются. И если вдруг что-то не так, тотчас замечаешь. Тут подхватишь, здесь незаметно поможешь.
Такой подход одновременно и хороший коллективный тест. Сразу видно, насколько сохранилось то, что формировалось ранее, похожи ли работы, насколько совпадают стремления, понятия и проблемы.
Почему старшеклассникам требуется больше времени на эту работу? Да потому, что с взрослением им уже самим хочется извиниться, если виноваты. Поблагодарить. Сказать теплые слова, для которых раньше не находилось повода. Уделить внимание даже тем взрослым, с кем не был связан в школе напрямую (вахтеру, дворнику, повару). Настроиться на перемены. Ведь доброе прощание, на мой взгляд, – это и вежливость, и собственное спокойствие, корни которого в полноте завершения.
С разрешения ребят я привожу несколько фрагментов таких работ.

А напоследок я скажу...

«Жили-были – поживали – переживали – дожили! Конец! Этот год покорился мне! Но впереди еще один, и он тоже нуждается в покорении. Буду покорять».

Ваня, 8 класс

«Вот и еще один год школьной жизни! Восьмой класс. Пришли две новые девочки, ушел Никита.
За этот год в классе было много ссор, но и много хорошего. Мы помогали друг другу. Сперва мне казалось, что это невыносимо длинное время, а оказалось, что все прошло очень быстро.
Мы уходим на лето. Я буду очень скучать по ребятам. Особенно по Аленке и по Лере. Я не прощаюсь, я говорю: до встречи!»

Юля, 8 класс

«Скажу, что год прожит не зря. Поменялся стиль, любимая музыка, любимый цвет… Теперь я пойду в самую старшую школу с таким же настроением, с каким в прошлом году шел в 9 класс. Все опять повторится. Как всегда, в начале года будет: “Ну все, берусь за учебу!”, а в конце года: “Да, в этом году учиться нормально не получилось. Зато в следующем…”»

Саша, 9 класс

Мой мир...

«Я живу в разнообразном мире. Все мои ощущения тоже очень разные: запахи, звуки, краски. Все не похоже. Все прекрасно по-своему, и нет ничего некрасивого. И мне это нравится».

Арсений, 8 класс

«Мой мир – это я сам, мои ощущения и чувства к людям вокруг меня, друзьям, учителям, к школе, в которой я провожу большую часть своего времени. Определенные переживания и настроения. Что-то глубоко свое, где всегда гармония, но бывает и дисгармония. И все же в моем мире все понятно и уютно. Я рад находиться в своем мире!»

Сережа, 9 класс

«За это лето я не узнал ничего нового. Я даже толком не отдохнул. Лето промчалось слишком быстро.
Многие мои одноклассники изменились в лучшую сторону. И каждый стал каким-то особенным.
Я тоже изменился, но не все увидели меня другим, только родные заметили. И хотя не все в классе встретили меня с удовольствием, зато никто и не возненавидел. Сам себя я считаю теперь более взрослым. Уже не обращаю внимания на глупые шутки. Надеюсь, новый учебный год всех нас многому научит».

Никита, 8 класс

«Мой внутренний мир… даже не знаю, как его охарактеризовать. Я и сама часто не различаю, какие чувства борются во мне. Скорее всего девчачьи: иногда хочется часами болтать по телефону с подружками, весело прогулять все выходные, искупаться в море цветов, а иногда – осудить весь мир, закрыться в своей комнате и умереть, хотя понимаю, что мне после этого не станет лучше».

Алена, 8 класс


«Мой мир многолик. Если вгрызаться экскаватором в гору чувств, можно найти нечто светлое и чистое, что в моем понимании – душа.
Все говорят, что мы не ищем легких путей, а каким путем иду я? Не знаю, пока просто бреду по жизни, держась за близких и родных людей, как за перила. Иногда спотыкаюсь, падаю, иногда лечу. И сама себе кажусь странной».

Лера, 8 класс

«Мой мир состоит из родителей, дома, двора, школы и дороги, по которой я еду в школу. Когда в моем мире что-то меняется, я становлюсь вредным и противным. Но привыкнув, опять превращаюсь в белого и пушистого».

Эрик, 8 класс

«Раньше мой мир был меньше. Он постепенно увеличивается пропорционально тому, как я расту, и в нем появляется все больше места и все больше людей.
Я думаю, что человек умирает оттого, что в его мире происходит слишком много изменений, и он уже не может выдержать их. Но это только старики жалеют о своей юности, а дети спешат вырасти».

Володя, 8 класс


«Мой мир – это мои мечты. Я люблю мечтать... Я все время о чем-нибудь думаю, и это трудно остановить. Мысли сталкиваются в голове, перемешиваются. Жаль, что не хватает воли писать дневник.
Я сильно изменилась. Повзрослела, поумнела и потихоньку начала осознавать себя. Поняла, что люблю обсуждать и... осуждать. Я стала более нетерпеливая, менее терпимая к чужим недостаткам. Думаю, в этом году буду еще больше меняться, искать себя. Это тяжело. Терпите… И не серчайте, если что…»

Алена, 9 класс

...А в 11 классе на празднике Последнего звонка выпускники получат тоненькие папочки, в которых по годам будут сложены листочки с текстами о началах и завершениях. Они узнают свой почерк, свои слова. Вспомнят, какими были.
Мне остается только признаться, что традиция начинать и заканчивать учебный год маленькими творческими сочинениями учеников родилась из моей собственной потребности писать детям большие письма в начале и в конце каждого года.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru