Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

Учебная мотивация современных школьников носит ярко выраженную прагматическую направленность. Как показало исследование Центра социологии образования РАО, наиболее распространенный мотив к учебе – «получение в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы» (62,5 процента опрошенных; опрос проводился среди учеников 7, 9 и 11 классов общеобразовательных школ).
В то же время, как пишет директор центра В.Собкин в статье «Трансформация целей и мотивации учебы школьников» («СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», № 8 за 2006 год), успешная учеба не играет сколь-либо значимой роли в контексте реального микросоциального окружения подростков. Лишь 9,6 процента респондентов смотрят на учебу с позиций стремления «получить уважение сверстников». Практически столь же малоощутимо мотивирующее воздействие положительной оценки со стороны взрослых: на значимость «одобрения окружающих, родителей и учителей» указали только 8,4 процента респондентов.
Данные исследования позволяют сделать вывод о низком развитии у школьников умения учиться. Всего 15,5 процента респондентов указали на мотив «желание научиться получать знания самостоятельно».
Сравнивая полученные результаты с данными аналогичного исследования периода 1990-х годов, социологи отмечают знаковую тенденцию: в ответах о ценностных ориентациях общего среднего образования явно снижается значимость таких личностных образцов, как «культурный и образованный человек», «творческий высококвалифицированный специалист». Одновременно повышается значимость «человека, добивающегося в жизни своего», «человека, способного обеспечить свое благосостояние», «добросовестного, дисциплинированного работника».

Председатель Карельского регионального общественного движения «Демократические реформы в образовании» В.Слуцкий подробно проанализировал специфику традиционного «педагогического совета» в статье «Слагаемые управленческой компетентности директора школы» («ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 6 за 2006 год). Перечисляя характерные черты подобного мероприятия, автор публикации отметил следующее: тема формулируется как сугубо теоретическая и глобальная; отсутствует полноценная подготовка к обсуждению проблемы; педсовет организуется как научная конференция: сначала доклады, потом короткое обсуждение; большинству присутствующих разговор неинтересен; решение заготавливается заранее.
В подготовке и проведении настоящего педсовета, по убеждению автора, надо «по принципу Марио Кемпеса» исходить от противного. Прежде всего нужно говорить о конкретных проблемах школы. Сам педсовет – это завершающий этап работы по выявлению и исследованию школьных проблем, которая может вестись на протяжении многих лет, как это было, например, в Павлышской школе В.А.Сухомлинского.

В методической литературе очень мало трудов, посвященных общей методике решения математических задач. Яркое исключение представляют собой работы выдающегося американского математика и педагога Дж. Пойа. Однако на русский язык переведено всего несколько книг Дж. Пойа, и все они давно стали библиографической редкостью. Поэтому журнал «Школьные технологии» опубликовал выдержки из знаменитой книги «Как решать задачу» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 2 за 2006 год).
Лейтмотивом этой книги является мысль о необходимости привития детям не только навыков логического рассуждения, но также прочных навыков эвристического мышления. Автор приводит простую обобщенную схему решения самых разных, в том числе нестандартных, задач, описывает эвристические приемы, облегчающие путь к верному ответу. Например, на начальных этапах решения задачи Дж. Пойа предлагает задаться следующими вопросами: с чего мне начать? что я могу сделать? чего могу этим добиться? И тут же содержатся ответы самого автора: знакомясь с задачей, начните с формулировки. Представьте себе задачу как целое, пока не вдаваясь в детали. Вам нужно понять задачу, освоиться с ней, запечатлеть ее в своем сознании. Сосредотачивая на задаче свое внимание, вы подготавливаете память к тому, чтобы извлечь из нее все, что может принести вам пользу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru