Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

КОГДА ЗНАНИЯ ОБРЕТАЮТ СМЫСЛ

Владимир ВЫСОЦКИЙ,
директор Экспериментального
детско-юношеского клуба спортивной подготовки №1
г. Красноярск

Оценка за стиль общения

Часто ли мы спрашиваем учеников, каким они видят своего учителя на уроке?

Что думают дети о школе? Какими они видят себя? Учителей? Что думают об уроках? К чему стремятся?
Мало кто задается этими вопросами. Взрослые в школе точно знают, каким социальным и предметным умениям необходимо учить. Но детей в роли заказчиков образования мало кто видит.
В последнее время много говорят о воспитании учебной самостоятельности и о детском творчестве. Обсуждается, какими должны быть образование и уклад школьной жизни, что позволит школе не только сохранить самобытность и ценность каждого возраста, но и даст возможность ребенку найти свой путь преодоления возрастного кризиса. Все это делается вроде бы для детей и от имени детей, но ожидаемых образовательных и социальных эффектов почему-то не возникает, да и результаты по учебным предметам не особо впечатляют. Может быть, у взрослых не хватает просто здравого смысла в выстраивании отношений с детьми и интуиции для того, чтобы понять, какими же ожиданиями живут дети в школе?
Наличие здравого смысла (идеи) у педагогов – сознания, не экранированного методикой взрослого, – настраивает его на восприятие и понимание семантики детского языка в его речевых и неречевых формах, на ценности детского возраста, дает возможность создавать систему конструктивных детско-взрослых взаимоотношений. Позволяет взрослым осмысленно и творчески подходить к формированию у детей осознанного отношения к учебной деятельности и к созданию сообразно культуре возраста детей уклада школы.
Какими наивными оказываются сложившиеся у детей дошкольного возраста представления о школе и школьной жизни! Ожидания первоклашек увидеть, услышать, научиться чему-то новому и необыкновенному у учителя постепенно меняются на ожидание появления на уроке неформальных отношений с учителем, а также на ожидание быть услышанными взрослыми. Динамика перехода одних ожиданий в другие наблюдается в период всего обучения детей.
В свое время педагоги школы (учителя физкультуры) вместе с психологической службой по заказу родителей и руководителей школы проводили массовое анкетирование учащихся первых–четвертых классов, с целью получения детских оценок о дидактической компетентности и стиле общения учителей на уроках. Результаты анкетирования показали, что для ребят особенно важна способность учителя создавать условия, обеспечивающие идентификацию детей их возрасту, группе и мотивированности в преодолении трудностей, возникающих на уроке.
Проведенное исследование, в котором дети указали взрослым, на что они рассчитывают, вполне могло определенным образом изменить педагогическую практику в школе в целом и сориентировать ее на реальные, а не мнимые потребности детей. Но для этого необходимо кардинально пересмотреть не только педагогические подходы, но и содержание образовательной деятельности детей в школе. Готова к этому школа и имеет ли она для этого достаточный ресурс – это большой вопрос, на который должна ответить сама школа. А пока еще дети живут своими несбыточными ожиданиями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru