Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ДЕТСТВА

По материалам сайта www.Lovegivity.com
Перевод с английского Марины НИКОНОВОЙ

Просто не хотел нести букет...

Как помочь детям справиться с негативными эмоциями

В психологии есть такое понятие – “охлаждение” – метод, который вполне могут использовать взрослые в конфликтных ситуациях с детьми. Он – своего рода тайм-аут, который дает возможность успокоиться, преодолеть негативные эмоции, избежать скоропалительных решений, неоправданной строгости, пустых угроз и необдуманных решений.
Тайм-аут необходим и взрослым, и детям, когда накал страстей достигает такой силы, что конструктивное решение проблемы становится невозможным, потому что злость, раздражение, обида мешают найти выход.
Для того чтобы тайм-аут вступил в силу, достаточно сознательно прекратить ссору, выяснение отношений и, договорившись о своеобразном перемирии, разойтись по разным углам. Хорошо, если ребенок побудет некоторое время один, что-нибудь поделает, успокоится, подумает. Не стоит навязывать ему в этот момент никаких занятий, пугать последствиями или наказывать.
Потом, когда все недоразумения улягутся, обязательно попросите ребенка рассказать, что он делал в тот момент у себя в комнате. Может быть, читал, сидел в обнимку с игрушкой, гладил кота или крутил педали тренажера. Расспросите обязательно, чтобы он запомнил этот свой опыт и в следующий раз, как только расстроится, разозлится или потеряет контроль над собой, вспомнил, что ему помогает успокоиться.
Совсем не обязательно долго оставлять ребенка одного. Тайм-аут – это не наказание, а способ справиться с негативными эмоциями. Наказывая ребенка в этот момент, можно только ухудшить его поведение и помешать ему верно понять вас.
Разговор с ребенком в конфликтной ситуации после взятого вами тайм-аута всегда легче и результативнее. Потому что ребенок яснее выражает свои мысли, а взрослый лучше слышит то, что ему говорят. Например, сын не хотел идти утром в школу. Вы поссорились, наговорили друг другу много обидного, опоздали на первый урок, переживали, а потом вдруг выяснили, что он просто не хотел нести букет и стеснялся дарить его учительнице.
Довольно часто родители разговор с ребенком сводят к собственному монологу, не давая ему возможности объяснить свои поступки, поделиться мыслями и поступить по-своему. Им кажется, что, идя на компромисс, уступая ребенку, они дают ему возможность считать правила величиной переменной, а не постоянной. Конечно, они по-своему правы: бывают правила, как заповеди, которые нельзя нарушать. Но их немного. А те из них, с которыми день изо дня сталкиваются взрослые и дети, не только могут, но должны постоянно обсуждаться, уточняться, дорабатываться в нормальной рабочей обстановке. И это нормально, когда ребенок не боится задать вам любой вопрос, точно зная, что он не разозлит, не оскорбит, не обескуражит вас.
Что тут такого, если первоклассник спрашивает вас: “А зачем я вообще должен ходить в школу?!” Почему бы не поговорить с ним спокойно и об этом тоже, чтобы не доводить ситуацию до критической и неуправляемой?
Нежелание или неумение взрослого обсуждать с ребенком то, что его волнует, невольно учит детей разного рода манипуляциям и обману. А возможность говорить с родителями обо всем на свете помогает точно формулировать и излагать свои мысли, общаться самостоятельно.
И вообще нетрудно заметить, что дети охотно соблюдают только те правила, в обсуждении и принятии которых сами принимали участие.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru