Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир
Людмила РОСТОВА

Пленники охранных ритуалов

Зачастую дети пытаются справиться с внутренним конфликтом своими силами. Но это только все усложняет...

Высокая тревожность на первый взгляд   – неприметная детская беда. Тревожные дети почему-то считаются удобными. Они очень старательные, аккуратные и ответственные, предъявляют к себе высокие требования. И если гиперактивные и агрессивные дети не дают забыть о себе ни на минуту, то тревожных распознать нелегко: они стараются держать свои проблемы при себе и скрывают их очень тщательно.
И в чем же беда? Действительно же хорошие и вроде бы беспроблемные дети. Ну побеспокоятся лишний раз о чем-то, понервничают, ничего страшного, думают родители.
Если бы! Тревожность мешает ребенку раскрыться, проявить личностный потенциал. Тревожный ребенок несчастлив, ему мучительно трудно жить, от чего проблемы со здоровьем неминуемы.
Во время работы над учебными заданиями они теряются, не могут сдержать слез, не уверены в себе, быстро устают.
Тревожность развивается из-за того, что у ребенка возникает внутренний конфликт, с которым он не может справиться. Причины конфликта разные и не всегда очевидные. Иногда требуется длительное исследование, чтобы их определить.
В типичных случаях конфликт бывает вызван несогласованными, противоречивыми требованиями родителей и школы; неадекватными требованиями, чаще всего завышенными или не соответствующими возрасту, темпераменту и способностям ребенка; негативными требованиями, унижающими ребенка, ставящими его в зависимое, беспомощное положение.
Стремясь ослабить тревогу, дети вырабатывают различные ритуалы и подчас буквально обрастают ими, серьезно затрудняя себе жизнь. По дороге в школу, например, совершают множество бессмысленных «охранительных» действий, чтобы на уроках все обошлось благополучно. Невозможность соблюсти ритуал или нарушение привычной процедуры становится поводом для новой тревоги.
У одного тревожного пятиклассника путь в школу, которая находилась в пятидесяти метрах от дома, превращался в изнурительное путешествие: каждая трещина на асфальте требовала напряженного внимания. Одну следовало перепрыгнуть, на другую дважды наступить, третью обойти, на четвертой застыть, на пятую внимательно посмотреть, потом вернуться на пять шагов назад... Да еще проделать все это как-нибудь незаметно. Хорошо, что родители все-таки углядели странное поведение ребенка, вот только его смысла не поняли. И приказали просто перестать дурачиться. Стали строже контролировать действия, как им казалось, любителя побезобразничать и... только усилили его тревожность.
Бывает, что родители намеренно повышают тревожность своих детей. Объясняют: чтобы научился жить осторожно, с оглядкой, приспособился к жестокому миру. И не ведают, что тревожность не мобилизует силы ребенка, а лишь порождает пугливость, чувство беспомощности, стремление спрятаться, избежать всего нового.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru