Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир
Тамара АДАМЬЯНЦ,
главный научный сотрудник
Института социологии РАН,
доктор социологических наук, профессор

Картина пониманий

Из чего складываются детские представления о действительности

Педагогические ситуации, в которых проявляется несоответствие между нашими представлениями о детях и их реальным мироощущением, случаются нередко. И мы вдруг улавливаем неточность своих воспитательных стратегий: зачем примерять к конкретным детям вымышленные представления об идеальном ребенке? Не лучше ли узнать, каковы наши дети на самом деле? Интерес к таким знаниям у педагогов и родителей огромный.
Социолог Тамара Адамьянц, руководитель ряда исследовательских проектов, посвященных детству, рассказывает: «Незнакомые люди, найдя в интернете фрагменты наших исследований по социальной диагностике книг, компьютерных игр, телепрограмм, звонят со всей страны. Они озабочены проблемами современного детства, но государственного заказа и соответственно финансирования на изучение того, какие дети у нас растут, нет. Тем не менее в рамках других научных проектов, на которые финансирование все-таки нашлось, мы смогли получить и данные о картинах мира современных школьников».

Картина мира, та система координат, в которой человек видит себя и окружающий мир, – понятие достаточно разработанное. А вот методики изучения картины мира нет. Мы взяли за основу метод, позволяющий анализировать любые процессы общения, в том числе восприятие, понимание – ведь картина мира отдельного человека формируется его воспринимающим интерпретирующим сознанием. Мы сделали анкету, основанную на интерпретировании книг, фильмов, игр – целостных культурных текстов, в окружении которых живут современные дети, и провели мониторинг комплексных реакций школьников.
Картины мира, полностью окрашенные в позитивные тона, лишь у 32,5% детей.
Полностью негативно окрашенные – у 5%. Для этих детей «всегда всё плохо»: дружить не буду, всегда дерусь и люблю драться, мир злой и опасный; они пишут почему: их не любят, бьют – дома, в школе, на улице.
Преимущественно позитивные картины с элементами негативного восприятия окружающего мира – у 11,1% детей. Тревожные по большинству параметров – у 13,6%. Смешанные, противоречивые – у 37,8%.
Взрослым есть над чем поразмыслить. И мы задумались.

Все дело в умении понимать

Провести работу по описанию картин мира детей, конечно же, было непросто. Еще сложнее – найти закономерности, определяющие их качество. Ведь любой педагог знает, что ребенка с асоциальным поведением или, напротив, будущую выдающуюся личность может подарить миру и элитная семья, и семья с минимальным достатком. Нам удалось установить тенденцию: различия в картинах мира детей соотносятся со степенью развития их коммуникативных навыков, или навыков адекватного понимания другого.
Выяснилось, что только 18,2% школьников при пересказе любимых сказок, недавно прочитанных книг, телепрограмм показывают адекватное восприятие: отличают главное от второстепенного, понимают намерение автора. Речь тут ни в коем случае не идёт о плохом качестве работы педагогов – данные об особенностях восприятия «взрослой» аудитории, к сожалению, ненамного лучше.
Частично адекватное восприятие – когда запоминается много информации, ее элементов, но авторский замысел остается непонятым у 44% школьников. Наконец, неадекватное восприятие, когда из материала либо вообще ничего не запоминается, либо выхватывается какой-нибудь второстепенный или третьестепенный факт, присуще 37,8% школьников.
И оказалось, что практически всегда навыки адекватного восприятия соотносятся со светлым мироощущением и позитивной настроенностью личности и наоборот. Коммуникативные навыки недавних беспризорников, которых мы опрашивали в детском приемнике-распределителе, оказались чрезвычайно низкими, а их картины мира – темными.

Социокультурная среда – тревожная сфера

Надо заметить, что современная культура поощряет именно неадекватное восприятие. Например, в популярном среди детей киножанре анимэ понять стратегию героев очень трудно, порой просто невозможно. Перед зрителем мир, лишенный ориентиров, состоящий из одних провокаций. Смещение граней между добром и злом можно наблюдать и во многих популярных мультфильмах, бестселлерах, развлекательных телепрограммах, в рекламе.
Основными потребителями комиксов, жестких компьютерных игр, фильмов агрессивного содержания, которые, как оказалось, не снимают детской и молодежной агрессивности в реальной жизни, оказываются люди с неразвитыми навыками адекватного восприятия.
Во время проведения наших опросов шла телепрограмма «Слабое звено», где, напомню, преимущества оставались за теми, кто некорректно относится к своему партнеру. Характерно, что желание поучаствовать в подобных забавах высказывали многие школьники.
Влияние социокультурной среды на растущую личность гораздо сильнее, чем влияние семьи. Поэтому сегодня далеко не все дети ориентированы на позитивные ценности. Они не скрывают, что персонажи, на которых им хотелось бы походить, – ведьмы из сериала “Зачарованные”, Гарри Поттер, Человек-паук, киллеры из компьютернных игр. Суперсущности, наделенные магическим всесилием, те, кого все боятся, кто всё может, кому успех приносит тайное знание, а вовсе не добродетели.

Кто же автор картины мира?

На протяжении веков ученые и исследователи различали людей по качеству менталитета. Так, еще Гераклит писал о золотых, серебряных и бронзовых людях. Общеизвестна и концепция Ницше о разделении людей на аристократов и толпу. Вопрос вопросов: задается ли картина мира генетически, или она социально обусловлена? Меняется ли она?
В свое время Мераб Мамардашвили говорил, что человек – существо, бесконечно саморождающееся. А социологам хорошо известна дифференциация людей по степени понимания другого. Автор идеи Тамара Дридзе считала этот феномен не врожденным, изначально присущим человеку качеством, но – особым видом тренированности, навыком, который можно совершенствовать, развивать. Собственно, момент саморождения человека и случается, когда он открывает в себе новые точки понимания. Но редкий взрослый видит свою задачу в том, чтобы способствовать совершенствованию картины мира ребенка – даже если он педагог.

Первая наука

В одной школе, где мы проводили опрос, к нам обратились учителя: «Вы ученые, пришли из Академии наук. Скажите, почему в 5 «б» классе работать одно удовольствие, а в 5 «а» хоть не входи, живьем съедят. Почему такие разные классы, если их специально не подбирали?» Вопрос нас заинтересовал. После многих этапов анализа оказалось, что различие между школьниками крылось в их навыках понимания другого: в 5 «а» классе процентное выражение числа детей, имевших навыки адекватного восприятия, было выше, чем в среднем по Москве, а в 5 «б», к сожалению, – ниже. А ведь без навыков адекватного понимания даже самые замечательные идеи, нормы и ценности остаются вне поля усвоения личности.
Оторвавшись от первых педагогических корней, коллективы 5 «а» и 5 «б» классов вышли в среднюю школу с разными коммуникативными навыками. Одних учитель слушал, и они научились слышать; других заставлял слушать себя, и теперь они ни к чему не хотят прислушиваться.

Привычка свыше нам дана?

Мы вывели закономерность: настроенность человека, ведущего общение, на диалог, на взаимопонимание развивает коммуникативные навыки тех, с кем происходит общение. К сожалению, традиционный педагогический разговор скорее манипулятивный, директивный, нежели диалогический. Манипулятор ведь тем и отличается, что личностно в диалог не включается, понятым и понятным быть не стремится. Эту же особенность имеют школьные учебники. И для нас это обычное дело: язык учебников, язык, на котором общество говорит с ребенком, неясный, наукообразный, зомбирующий.
Порой приходится слышать: умение понимать другого таит в себе опасность нивелировки личности, потери себя, ведет к выхолащиванию творческого начала. Странный приоритет – «стоять на своем», ни с чем и ни с кем не считаясь. Для многих это признак сильной личности. На самом же деле человек обогащается, становится сильным, когда начинает понимать и принимать окружающее не линейно, а объемно. Не «правильно», с чужих слов, а целостно, глубоко и – главное – самостоятельно. Это и значит – адекватно.

Горка понимания

Озаботившись тем, что коммуникативные навыки – это основа формирования картины мира, что навыки эти можно развивать, мы создали программу их развития – с учетом особенностей картины мира современных детей.
Однако и в обиходе, в простом общении с детьми, взрослые помогут детям, если будут почаще спрашивать, что именно ребенок замечает, запоминает. Как интерпретирует, какие эмоции при этом испытывает, какими словами доносит свое восприятие? Если будут разговаривать с детьми и замечать, учитывать в беседах особенности реагирования.
Наш пример. Мы давали вопрос по «Золотому ключику»: «Хотел ли автор сказать читателям что-либо еще, кроме истории о деревянном человечке?» По прошествии нескольких дней по анкете прошла беседа с детьми. Большинство из них не помнили свой ответ. Анкеты с отсутствием ответа и ответами: «чтобы мы делали чудаков с длинными носами», «из полена можно сделать человека», «чтобы ребята себя хорошо вели», «чтобы не ходили с чужими людьми» – составляли большинство. Ответы: «не надо быть жадным», «надо ценить друзей» – были единичными. Факт примечательный.

Как подстелить соломку

Типичная ошибка взрослых в общении с детьми – поспешить побыстрее сообщить ребенку готовый ответ, правильное мнение, идею, сказать все сразу. Мы не учитываем: понять что-то – значит самостоятельно продвинуться по ступенькам понимания и вдруг внезапно догадаться. И тогда – я не раз наблюдала эту радость догадки – ребенок испытывает огромное удовлетворение, почти физическое. Именно такие ситуации детско-взрослого общения поддерживают в ребенке оптимистическое восприятие, формируют светлую картину мира.
Родителям только кажется, что они помогают ребенку, подстраховывают его на будущее, когда расцвечивают мир темными красками: там опасно, эти люди плохие, обидчики на каждом шагу, добро побеждает только в сказках и так далее. Настраивают на борьбу и приучают во всем видеть прежде всего плохое. Меня тронуло признание одного первоклассника, и оно типично: «Мир неласковый. Родители говорят, что надо без нежностей, а то потом мне трудно будет».
Но в том-то и дело, что качество картин мира наших детей напрямую связано с качественными характеристиками общества, в котором им предстоит жить.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"