Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Нина БУКИНА,
кандидат педагогических наук,
Институт образования взрослых Санкт-Петербург

Ребенок становится школьником...

А кем станут родители – наблюдателями, помощниками, надсмотрщиками?

Отличники-неудачники

Я девять лет проработала руководителем службы сопровождения в обычной петербургской школе. Рядом были расположены гимназии, лицеи – и к нам попадали те семьи, которые меньше других могли позаботиться о своём ребёнке.
И вот в нашу не самую престижную школу то и дело приводили девятиклассников из гимназий, из лицеев – чтобы их детей хоть как-нибудь доучить. Ребята говорили: «Нет, я в десятом классе учиться не буду». Когда мы начинали анализировать, получалось, что проблемы лежат в области переживаний, развитых за девять лет страхов, неумения общаться со сверстниками и боязни учебного процесса не с предметной точки зрения, а с социальной.
Мы проводили социометрические исследования – и обнаруживали очень много отверженных детей, которые вполне хорошо учатся. Если смотреть по показателю формальному, то ребёнок почти отличник. А посмотреть на его человеческую жизнь в школе – то врагу не пожелаешь. Так ему в ней страшно и тяжело.
И постепенно у нас складывалась концепция «школы гуманистической ориентации и поддержки ребёнка», опыт взаимодействия с родителями. Перед нами раскрывались многие неочевидные закономерности отношений семьи и школы.

Парадоксы отметок и дневников

Принято думать, что школа должна уделять внимание знаниям, а отслеживать переживания – дело родителей. Увы, надеяться на это стоит далеко не всегда.
Характерно, что самая главная проблема безотметочного обучения, как ни странно, заключается в родителях. Первый и второй классы у нас, к счастью, учатся без отметок. Есть опыт школ, где и до 7 класса без отметок обходятся. А не выдерживают такого обучения именно родители. Это очень показательно для нашей постсоветской семьи, где эмоциональная взаимосвязь детей и родителей подменена формальной, функциональной.
Есть интересные исследования, проведенные под руководством известного петербургского социолога С.Г.Вершловского. По результатам его анкетирования можно сделать вывод, что в семьях преобладают отношения функциональные: что ты поел, что ты надел, что тебе задано... Эмоциональные отношения возникают лишь спорадически, а обратная связь зачастую вообще отсутствует. В таких семьях становится очень сложно общаться с сыном-школьником или дочерью-школьницей, если они не приносят отметок.
Зато мы увидели и другие семьи. Среди классных руководителей принято думать, что если родители не проверяют и не подписывают дневник, это говорит об их безразличии к учёбе ребёнка. А наш опыт показал обратное. Как раз родители, у которых установилась нормальная эмоциональная связь с детьми, зачастую говорили: дневник нам не нужен. Почему мама забывает заглянуть в дневник? – да потому, что она и так всё знает – и о позитиве, и о негативе. Ведь для ребёнка на самом деле естественно рассказывать родителям о школьной жизни – и прежде всего о том, что в ней не получилось, не заладилось. Была бы традиция нормального общения.
Так что обострённое внимание к отметкам и дневникам – это прежде всего отражение нашего неумения общаться с детьми.

Дети с приставкой «не»

Перекладывать заботы об эмоциональной поддержке на семью получается далеко не всегда. Во всяком случае, педагоги школы должны так включать ученика в учебный процесс, чтобы его переживания были по преимуществу позитивными. Ведь если какая-то деятельность приносит негативные эмоции, то инстинкт самосохранения заставляет отказаться от нее. И у детей он срабатывает автоматически.
Ребёнок начинает «лениться». То и дело слышишь: «Он у нас стал ленивым, когда пошел в школу». И действительно, среди дошкольников мы ведь ленивых не найдём.
Что же с ними происходит?
Очевидно, что подмена целей развития ребёнка ориентацией на формальный результат начинается уже в начальной школе.
Роль учительницы начальных классов последние десятилетия воспринимается в нашем обществе как роль педагога, «которому не требуется много знаний». Это очень важная и трагическая общественная оценка, которая загоняет школу в глухой тупик.
На самом деле – чем младше ребёнок, тем серьёзнее результаты наших педагогических ошибок, тем выше ответственность педагога. Ошибки в старшей школе не имеют таких ужасных последствий.
Когда мы слышим, что ученики первых классов оценивают себя как «неуспешных», «неудачников», «неумех», «неумных», «некрасивых» и т.д. с частицей «не», – это ведь характеристики, источником которых почти всегда является взрослый.
У ребёнка много обид возникает в первые учебные дни. Каждый первоклассник ждёт, что спросят именно его. Он подготовлен к тому, что в школе его встретит учительница – и потом он будет учиться вместе с ней. И вдруг оказывается, что он предоставлен самому себе, вроде бы никому не нужен.
К такой ситуации надо подступаться со многих сторон. И что-то должно меняться в отношениях учителей ко всем детям, а не только к самым послушным. И школа должна в первые же дни мягко помочь ребёнку понять правила своей жизни. И родителям надо бы как-то готовить ребёнка к встрече со школой.

Переподготовленные дети

К сожалению, подготовкой к школе родители как раз очень увлечены. Они гордятся, что ребёнок считает до тысячи и выучивает наизусть целые поэмы. А потом выясняется, что он не умеет завязывать шнурки. Нам это кажется смешным, но поставьте себя на место учительницы, которая берёт 25 человек, а из них пятеро умеют, а 20 не умеют шнурки завязывать (у нас бывали такие классы).
Понятно, что такой ребёнок боится попроситься в туалет, боится реакции своих одноклассников (как выяснилось, не только в первый год, но и во второй, третий). Да и много чего боится.
Сегодня родители в меру своих сил защищают детей от социума. При этом, например, семья приходит к такой ситуации, когда ребёнок никогда не гуляет во дворе – и до школы, и долгие годы в школе. Ребёнок идёт в первый класс и не знает, как это – самому перейти через дорогу. (Мы вели специальные занятия с родителями, на которых показывали, как обучать детей самостоятельно ходить в школу, переходить улицу и т.д.)
Часто ребёнка никуда не пускают одного и водят только за руку и в пятом, шестом, восьмом классе. У такого подростка заведомо будут развиваться комплексы, подавляющие его личность.
Такая странная картина: особое личностное неблагополучие у детей, благополучию которых уделяется в семье слишком много внимания.

Ловушка семейных домашних заданий

Если учитель ориентирован на формальный результат, то ему очень удобно, чтобы родители помогали делать уроки. Проводя родительское собрание, он говорит: «Вы должны учиться вместе с ребёнком. Вы не думайте, что отдали его в школу – и всё кончилось. У нас очень сложная программа!»
Итогом же такого «учебного сотрудничества семьи и школы» становится совместная работа учителя и родителей над тем, чтобы подавить волю и интеллект ребёнка навсегда.
Учитель требует помощи родителей, те начинают активно помогать – и оказывается, что вскоре ребёнок сам ничего не может. Даже не с точки зрения собственно познавательной, а он просто не может самоорганизоваться.
И у меня были случаи, когда разговариваешь с бабушками восьмиклассников и вдруг слышишь фразу: «Да он больше не хочет со мной делать уроки». «Постойте, вы что, продолжаете ему помогать?» – «Нет, что вы, я в этой математике ничего не понимаю. Но он привык со мной, так с самого начала повелось».
И оказывается, ребёнок не начинает делать уроки, пока бабушка рядом не сядет. Он привык всё время ехать на чужом волевом усилии.
Другая характерная картинка, когда ребёнок сидит два-три часа за уроками, всю ночь сидит… Делать не хочется – а сидеть надо. Школьник осваивает традиционную советскую имитацию бурной деятельности.
На практике мы воспринимаем мысль, что «ребёнок должен быть субъектом деятельности», так, как нам удобнее. Это когда ребёнок выполняет то, что от него требуют или просят. Но когда он на самом деле пробует вести себя как «субъект деятельности», то чаще всего это встречает негативную оценку. Ведь при этом он часто выпадает из тех рамок, в которые мы его ставим. Сталкиваясь с нашей реакцией, ребёнок или подросток догадывается, что его благополучие связано никак не с активностью, а с умением соответствовать требованиям учителей и родителей. У него вырабатывается устойчивый навык имитировать перед взрослыми то, чего они хотят. И вроде бы успешно учившийся ребёнок, выходя из школы, не может самоорганизоваться ни в чём.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru