Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ВСЕ В ЖИЗНИ МЫ ДЕЛАЕМ КОГДА-ТО В ПЕРВЫЙ РАЗ.
НАПРИМЕР, ЕДЕМ В ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ В КАЧЕСТВЕ ВОЖАТОГО

Помимо выстраивания взаимоотношений между ребятами в отряде перед вожатым стоит еще одна трудная задача. Необходимо организовать деятельность всего отряда как сообщества. И здесь есть свои секреты.

Что необходимо знать,
чтобы оказаться успешным в новой,
непривычной педагогической роли

Борис КУПРИЯНОВ,
кандидат педагогических наук
Костромской государственный университет

Восемь правил командной работы

Поделись заботою своей. Важно сразу определить меру делегирования полномочий ребятам. Их возможность организовывать свою жизнь зависит от многих причин. Прежде всего это возраст – чем старше ребята, тем в большей степени готовы они к самодеятельности. Однако не все так просто. Старшеклассники могут и не гореть желанием самоорганизовываться. Хотя бы из-за пережитых недавно экзаменов. Вполне может так сложиться, что вам достанется коллектив, не очень способный и не настроенный на самоорганизацию. Это не хорошо и не плохо, это просто факт, и с этим самым фактом предстоит работать всю смену. Конечно, какие-то небольшие ростки самостоятельности могут прорасти и здесь, но только небольшие. В этом случае вожатому придется всю смену совмещать роли и лидера, и организатора, и взрослого. Практика делегирования полномочий строится на том, что в течение смены желание организовывать свою жизнь у ребят несколько изменяется. В начале смены – нередко гигантский интерес, а в конце энтузиазм в самоорганизации может падать.
А если поделиться местом на капитанском мостике? Самоорганизация жизни временного детского коллектива может быть построена по нескольким схемам. Возможно создание кратковременных групп, которые организуют те или иные мероприятия (своего рода проектный подход: есть дело – есть группа). Однако если в коллективе есть достаточно яркие и пользующиеся значительным авторитетом лидеры, можно выбирать командиров на неделю. В любом случае демократизм, сменяемость, выборность и отчетность совершенно необходимы.
Сегодня уже мало известна такая форма самоорганизации, как чередование традиционных поручений. В этом случае весь коллектив следует разделить на несколько микрогрупп, затем можно выбрать несколько обязательных составляющих общей жизни: дежурство, информация, участие в общелагерных делах, сюрпризы. Дня на три-четыре каждой микрогруппе поручается одно из традиционных направлений, затем подводятся итоги и происходит смена поручений.
Ты кто? Большую роль в самоорганизации играет представление отряда о том, кто они такие. Ответ на этот вопрос позволяет совместно выстраивать отношения к происходящему вокруг, планировать смену, подводить итоги, поддерживать свое единство. Понимая, кто мы такие, можно разработать несколько сценариев самоорганизации. Например, сценарий «Дача»: мы каждый сам по себе, наш отряд – место совместного проживания. В отряде существует журнал, в котором ребята записываются, когда и куда уходят. Сценарий «Сбор»: когда ситуации коллективной совместности преобладают над ситуациями свободного самоопределения.
Культура начинается с нормы. Организованность отряда зависит от наличия корпоративной микрокультуры – системы знаков, символов и их значений. Символы могут быть музыкальными – отрядные песни; визуальными – эмблемы; словесными – девизы, речевки, названия; предметными – атрибуты; действенными – ритуалы. Для полноценной корпоративной культуры отряда все пять групп символов должны быть представлены и объединены общим значением, которое задает стиль сообщества. При разработке символики очень важны адекватность современным представлениям детей и подростков, соотнесение слов, знаков, звуков с актуальными субкультурными явлениями. Как и любую работу, выработку символики следует начинать своевременно. Придумывание названия и всех символических атрибутов может стать весьма веселым и захватывающим занятием.
Включаем всех! Вожатый должен уметь включить каждого ребенка в деятельность. Для этого можно рекламировать занятия, предлагаемые программой лагеря. Полезным может оказаться разговор о личных возможностях заниматься той или иной работой.
Несколько лет назад мы придумали забавное действо, которое назвали «Яблоней возможностей»: все, что может дать то или иное дело, записывается на картонные яблоки и вывешивается на небольшое дерево. Затем каждый может посмотреть и подумать, какие из фруктов окажутся наиболее важными для него самого. Значимость того или иного занятия значительно возрастает, когда в отряде оно становится предметом обсуждения.
Приучение к нормам в начале смены – залог спокойной работы. Особенно важны первые три-четыре дня (оргпериод, или период адаптации). В это время закладываются такие нормы, как сбор перед походом в столовую, на общие мероприятия. Еще одна простая, но необходимая вещь: идти всем вместе, уметь ждать тех, кто немного опаздывает, слушать и слушаться дежурного.
Оперативная информация о том, чего и когда следует ожидать. Любой человек (в том числе и дети из вашего отряда) хотел бы знать, что будет с ним через 5, 10, 15 минут, через час, после ужина, завтра и т.д. Поэтому совершенно необходимо сообщать ребятам о том, что происходит, что планируется. Конечно, для этого существуют утренние и вечерние ритуалы (линейка отряда, утренние и вечерние отрядные круги). Так как для общения днем такой устойчивой формы не выработано, то вожатому придется изобретать ее самому. Например, послеобеденная летучка. Очень важно, сообщая оперативную информацию, настраивать ребят на восприятие предстоящих событий.
Например, в лагерь приехал какой-то творческий коллектив, и вечером ожидается концерт или спектакль. Конечно, можно сетовать, что администрация не сообщила своевременно, кто приедет. А можно обсудить с ребятами ситуацию. Договориться, что если мы хотим узнать побольше о предстоящем выступлении гостей, то нужно провести небольшую разведывательную операцию. Нет сомнений в том, что ребятам такая затея понравится.
Еще один момент связан с планом-сеткой на смену. С ним необходимо работать, обращая внимание ребят на то, какие значительные события состоятся через день, два, три.
Не нарушать эмоциональную партитуру дня! В жизни отряда должны чередоваться моменты наивысшего эмоционального подъема с относительно спокойными периодами. Дело в том, что эмоциональная жизнь коллектива похожа на синусоиду и группа не может надолго зависнуть в одной точке. Эмоциональные состояния чередуются подобно маятнику. Вожатый же должен воспринять этот маятник как своеобразные качели: с его помощью эмоциональность может увеличиваться или снижаться. Поэтому необходимо выбрать оптимальный ритм. А главное, не пытаться резко изменить психологическое состояние ребят. Во-первых, для психологического самочувствия это может оказаться небезопасным, а во-вторых, может не получиться, и вы попадете в глупое положение.
Обязательно нужно настроить ребят перед общелагерным мероприятием, а после него дать выговориться. Особенно важны обсуждения после вечернего дела, когда чувства переполняют ребят, а время близится к отбою.


 

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru