Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
 

  Наблюдательность, память, интуиция

Из книги Клауса Фопеля «Чтобы дети были счастливы»*

В прошлом номере мы представили вам несколько игр, позволяющих ребенку почувствовать себя успешным, интересным для других людей.
Сегодня – игры, которые помогают детям лучше узнать друг друга, проникнуться доверием к участникам своей группы.

Это я!

Это звездный час для всех творчески одаренных участников.
Они могут без слов представить себя очень интересным способом (45 минут)

Материалы
Каждому участнику потребуется лист бумаги формата АЗ или пластиковая доска, а для всей группы – стопка старых журналов, ножницы, клей, фломастеры или восковые мелки.
1. Попросите участников сделать коллаж на тему «Это я!». Можно вырезать из старых журналов иллюстрации, символы или слова, характеризующие данного участника. С их помощью ему нужно показать, что он любит делать, чем он владеет, чем ему хотелось бы обладать, где он бывает или где охотно бы оказался, его цели в жизни, какие люди для него важны, каких он хотел бы встретить, его успехи, страдания и т. п.
Каждый клеит эти вырезки на свой лист картона так, чтобы получился интересный коллаж. Попросите участников не показывать свои работы остальным и не подписывать их.
2. Соберите готовые коллажи и развесьте их на стенах. Пусть участники попытаются догадаться, кому принадлежит та или иная работа.
З. Затем каждый автор представляет свой коллаж и обсуждает с группой его отдельные компоненты.
4. Подчеркните еще раз, что композиция коллажа выявляет уникальность каждого автора, но, поскольку многие темы повторяются в разных работах, можно говорить о некоторой общности в группе.

Образуйте круг

Эксперимент, который может быть удачным только если игроки доверяют друг другу и готовы к сотрудничеству (15 минут)

Подготовка
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Члены группы стоят в произвольном порядке. Затем они закрывают глаза и, не говоря ни слова, начинают осторожно двигаться по комнате, двигаться нужно медленно, чтобы избежать резких столкновений. Звуки шагов, дыхание, тепло, исходящее от других членов группы, – все это должно помочь участникам ориентироваться в помещении.
2. Через 1–2 минуты предложите участникам взять друг друга за руки. После этого они должны образовать замкнутый круг.
3. Когда соберутся все участники, ведущий информирует их о том, что круг полностью укомплектован. При необходимости он помогает отдельным «потерявшимся» членам группы найти дорогу к кругу. В конце игры все одновременно садятся на пол, открывают глаза и кратко обсуждают свои впечатления.

Иди ко мне

Хорошая возможность оценить потенциал доверия между двумя участниками (10 минут)

1. Участники, заинтересованные в том, чтобы получше узнать друг друга, образуют пары.
2. Один партнер закрывает глаза. Другой встает напротив него на расстоянии примерно 3–4 м. Как только один партнер закроет глаза, второй начинает медленно подходить к нему, пока первый не поднимет руки ладонями наружу и не скажет «Стою».
3. В заключение оба меняются ролями и повторяют эксперимент.
4. Затем в течение 5 минут партнеры обсуждают то, что они испытали:
• Что побудило «слепого» игрока сказать «Стою»?
• Насколько близко я позволяю другим подойти ко мне?
• Насколько близко я хотел подпустить к себе своего партнера?

Варианты
Можно усилить игровой элемент упражнения. Тогда игра развивается следующим образом: видящий игрок подкрадывается как можно ближе к партнеру, обходит его и встает так, что «слепой» не знает, где тот находится. Цель зрячего игрока — в какой-то момент мягко хлопнуть «слепого» по плечу. Однако «слепой» партнер может в любой момент остановить попытку сближения, сказав «Стоп». Тогда двигающийся игрок останавливается, а «слепой» открывает глаза, чтобы определить, в какой ситуации он принял меры предосторожности.

В заключение в этом варианте игры роли тоже меняются, а затем партнеры кратко оценивают эксперимент. Во время обсуждения следует уделить особое внимание вопросам, касающимся чувства собственной безопасности, доверия и любопытства.

Премьера

Игроки, любящие экспериментировать, получат от этой игры настоящее удовольствие. Они познакомятся с партнером необычным способом — не говоря ни слова (15 минут)

Материалы
Вам понадобятся карандаши и бумага.

Шутливо скажите участникам, что, по вашему мнению, в данной группе собрались любознательные люди, экспериментаторы, и поэтому вы предлагаете им игру, совершенно отличную от других упражнений на знакомство. Возможно, сначала тот или иной участник будет несколько растерян или даже ошарашен, но впоследствии у него в памяти останется незабываемый и даже принесший удовольствие опыт.
1. Каждый ищет себе партнера, который ему интересен. Игрокам дается от 5 до 10 минут на знакомство друг с другом, при этом они не должны говорить или объясняться письменно, даже когда получат карандаш и бумагу. Эти принадлежности можно использовать только для рисования. С помощью рисунков каждый игрок должен суметь сообщить другому несколько фактов о себе.
2. В заключение каждый участник представляет группе своего партнера и сообщает то, что узнал о нем. Затем партнер может сам дополнить или откорректировать рассказ.

Замечания
Это упражнение не претендует на то, чтобы быть особенно глубоким. Скорее оно предоставляет возможность придать совсем иной вид часто повторяющимся ситуациям и попробовать «прожить» их в игровой форме.

Выглядим комично

Эта игра помогает участникам избавиться от страха скомпрометировать себя и показывает, как объединяет всеобщая неловкость (20 минут)

Подготовка
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. Если на улице хорошая погода и неподалеку есть травяная площадка или лужайка, лучше провести игру на свежем воздухе. В любом случае единственное условие для этой игры — чтобы каждый мог свободно пройти по прямой как минимум 10 м.
1. Попросите играющих забыть о грации и элегантности и пройти 10 м один за другим, приложив все силы к тому, чтобы выглядеть комично и даже безумно. Можно изображать необычных людей, героев кинофильмов и т. п. Чем более причудливым и гротескным будет изображаемый персонаж, тем лучше. Пусть тот или иной игрок попробует пройти, как:
• звонарь с колокольни Нотр-Дам;
• годовалый ребенок;
• робот;
• деревенский дурачок;
• супермодель с мировым именем;
• марширующий солдат;
• человек с избыточным весом в сто килограммов;
• граф Дракула;
• неряха и т. д.
2. Пока участники, дефилируя поодиночке, демонстрируют глубокое знание человеческих недостатков, особенностей и причуд, публика должна воодушевлять и подбадривать их.
3. Когда одиночные проходы по «подиуму» будут закончены, наступает очередь пар... Затем комичный «карнавал» продолжают группы из трех человек. В конце игры вся группа объединяется в общем параде гротеска. После этого игроки награждают друг друга бешеными аплодисментами и радостными улыбками.

Всякая всячина

По кругу пускается «короб с чепуховиной», из которого каждый достает какую-либо приглянувшуюся ему вещицу (30 минут)

Подготовка
Вам понадобится коробка, куда нужно предварительно сложить как можно больше разных вещей («всякой всячины»). Чем более разнообразными будут предметы, тем лучше. Подойдет все: катушка ниток, старый игрушечный автомобиль, засушенные листы, сухие цветы, маленький камешек, еловая шишка, куколка, монеты разных стран, коробка для медикаментов, аудиокассета, билет на самолет, вышитая салфетка, дискета, пасхальное яйцо, конфеты, пружинка, связка старых карт, цепочка, браслет, кольцо и т. д.
1. Пустите короб по кругу. Каждый участник должен вытащить любой привлекший его внимание предмет.
2. Участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе партнера, с которым ему хотелось бы познакомиться по-
ближе. В течение 10 минут они рассуждают о том, почему они выбрали тот или иной предмет. Игрокам можно предложить список наводящих вопросов:
• Какие ассоциации вызывает этот предмет?
• Эта вещь мне нравится или нет?
• Насколько этот предмет напоминает мне мое прошлое?
• Похож ли я на этот предмет?
• Символизирует ли данная вещь мое теперешнее состояние, задачу, которую мне предстоит решить, и т. п.?
• Если бы этот предмет мог говорить, что бы он сообщил о себе?
• Если бы я разговаривал с этим предметом, что бы я ему сказал?
3. После обсуждения каждый игрок представляет партнера всей группе. (Какой предмет выбрал партнер? Что из сказанного характеризует его лучше всего?)

Журналисты

Первое впечатление о человеке может быть творчески переработано (60 минут)

Материалы
Бумага и карандаши по количеству участников.

1. Предложите участникам поставить стулья в два ряда, так чтобы они были обращены друг к другу. Каждый член группы может выбрать себе партнера из противоположного ряда, но с тем же успехом участники могут положиться и на волю случая.
2. У партнеров, сидящих напротив, есть 5 минут, чтобы побеседовать и узнать друг о друге как можно больше. Они могут задавать вопросы или рассказывать о себе. Оба партнера должны постараться получить сравнительно точное и глубокое представление друг о друге, так как эти знания понадобятся в ходе игры.
3. Через 5 минут пары разделяются так, чтобы не видеть друг друга.
4. Каждый игрок представляет себе, что стал журналистом, который пишет короткую заметку о своем партнере в местную газету. В этой статье должно быть переработано как зрительное впечатление от человека, так и информация, полученная во время беседы с ним (10 минут).
5. После этого все снова собираются вместе и усаживаются в кружок. Один за другим участники представляют партнеров, зачитывая свои статьи. Описываемый человек имеет возможность согласиться с верными утверждениями и скорректировать ошибки.

Замечания
Эта игра способствует тренировке памяти, развитию наблюдательности и интуиции. Кроме того, очень приятно получить внимание со стороны другого!

Окончание следует


* Клаус Фопель. «Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения». «Генезис», 2006 год http://www.genesis.ru/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru