Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ЗНАНИЯ КАК ВИТАМИН РОСТА
 

Мария МИРКЕС,
директор школы «НооГен»
г. Красноярск

Погружение в предмет: нестандартные подходы

Как можно использовать наработки НооГена в общеобразовательной школе

Наиболее разработанный формат использования методов НооГена в школе – применение ноогеновских задач для глубокого усвоения базовых понятий школьных предметов. Учителю необходимо выделить эти понятия и создать НГ-задачу, которая вместила бы понятия в необычный и даже нереальный контекст. Только такая ситуация заставит школьников создать понятие заново и выделить его сущностные, а не внешние характеристики.
Если кажется, что созданная задача слишком абсурдна или очевидно нереальна – пугаться не надо. Гораздо хуже, когда задача «нормальная», тогда ребятам ничто не мешает действовать привычными, шаблонными способами.

Предположим, надо освоить базовые понятия механики – путь, расстояние, время, траектория движения, измерение пути и скорости. Какая задача подойдет для этих понятий? В нашей школе она была сформулирована так: «Построить механику в мире с дискретным пространством и временем».
Она достаточно странна, чтобы не позволить формально переносить знания из обычной механики в заданную ситуацию, поскольку привычные представления и законы в дискретном мире перестают работать. В нем непонятны самые простые вещи: что означает ситуация, когда одна машина едет в два раза быстрее другой? как выглядит равномерное прямолинейное движение? как измерить скорость? с помощью каких приборов измерять время и расстояние?
Решая эту задачу, не следует торопиться и сразу переходить к формулам механики. Необходимо действовать в слое обычных описаний. Как измерить? Как вообще выглядит движение в этом мире? Каким оно бывает? И так далее.
Лист ватмана или доска – отличное подспорье для подобных онтологических разбирательств. Организационно вполне подходит классическая схема. Детей необходимо разбить на группы по 4–6 человек. Групп должно быть не меньше трех, чтобы появилось разнообразие и коммуникация. На решение задачи отвести от часа до полутора. Затем группы излагают свое решение на общем заседании, где эксперты – сами участники.
Если необходимо серьезное продвижение в освоении понятий, следует сделать промежуточное общее заседание, затем еще один цикл работы. Если педагог хочет скорее познакомить, дать попробовать, то достаточно одного цикла.
Решать подобные задачи лучше либо в начале темы/курса (тогда произойдет введение в предмет), либо в середине (это позволит упорядочить, систематизировать знания) или в конце (с одной стороны, будут упорядочены знания, с другой – показаны горизонты возможного развития темы, с третьей – проведена итоговая аттестация).
НГ-задача может быть подстроена под каждое понятие школьных предметов. Вот примерный список задач.
1. Построить мир плоских существ, живущих на плоскости (не имеющих толщины), у которых невозможны наслоения, а в остальном все как у нас.
2. Построить геометрию фигур с постоянной площадью и меняющейся формой.
3. Построить мир чудес (в котором чудеса закономерны).
4. Построить мир, где нет чисел, но есть высокоразвитая цивилизация.
5. Построить мир с дробной, плавно меняющейся размерностью простран-
ства и доказать (или опровергнуть), что размерность ? является оптимальной для жизни.
6. Построить мир, в котором возник язык без существительных, создать произведения литературы этого мира.
7. Построить кинематику в мире без размерности.
8. Построить математику точек зрения.
9. Зарисовать (сделать пиктограмму) анекдот так, чтобы его смогли понять и посмеяться даже инопланетяне. Какими должны быть инопланетяне, чтобы понять пиктограмму?
Внимание!
Если вы решились включить в свои занятия идеи НооГена, следует учесть, что:
1. НооГен несет с собой особую культуру, нормы поведения и речи. Он требует свободы от внешних ограничений. Поэтому дисциплина обычным способом не может быть установлена, в процессе решения должно быть шумно, много споров. Но детям и другим участникам нужно четко очертить границы этой формы, чтобы потом можно было вернуться к урокам.
2. Взрослый в решении НГ-задачи знает не больше детей (можете проверить), поэтому его роль «знающего учителя» меняется, он теперь – коллега по мышлению. Это иная роль. Вы к ней готовы?
3. Решение НГ-задачи требует погружения. Административно это означает выделение целого учебного дня (4–6 часов). Зато под это погружение можно собрать и другие «странные» форматы. Получится полноценное «погружение в предмет».

Вам интересно – прочтите книгу http://www.centr-ro.ru/eurekanet.html
Или напишите: info@antroponika.ru
И позвоните: (3912) 91-71-03, 50-98-46.
Хотите познакомиться с технологией НооГен лично? Приезжайте к нам на хутор Бета в начале августа и участвуйте в работе Летнего НооГена Школы антропоники.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru