Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИЗНАЧАЛЬНОМУ СМЫСЛУ СЛОВА «УЧЕНИЕ»
 

Учебный год закончился. Глубокий выдох: все, теперь до первого сентября не пишем, не решаем, не читаем – только отдыхаем. Имеем право.
Впрочем, что нас так утомило? Неужели письмо и чтение, решение задач и проблем? Нет, конечно. Напряжение, связанное с рутинной работой, бесконечными обязанностями, требованиями, ограничениями – с обслуживанием школьной жизни, а вовсе не с образованием.
О том ли мечтал учитель, впервые переступая школьный порог? А ребенок? Учить и учиться с полной включенностью, воодушевляться в процессе работы, говорить про идеи, что-то понимать и меняться. И хотя так почти нигде не бывает, дух познания неистребим. Его гонят из стен школы – он устремляется в учреждения дополнительного образования. Им пренебрегают в официальном регламенте – он поселяется там, где педагогике вольнее дышится: в выездных детско-взрослых семинарах, творческих городках для одаренных детей, в летних и зимних школах. И может быть, именно там, вдали от образовательного мейнстрима, сохраняется и зреет зерно настоящей школы.
Учебный год закончился. Начинаются летние школы!
Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Педагогика летней школы

Здесь одна похвала стоит дороже, чем двадцать восемь пятерок в дневнике

Летние школы, считает заместитель председателя оргкомитета летней школы «Современная математика» Виталий Арнольд, – часть той естественной для людей интеллектуального труда среды обитания, без которой «нам всем было бы трудно дышать. И эта среда, этот воздух так же остро необходимы некоторым детям».
Что же особенное получают дети в ЛШ? Об этом наш разговор на «круглом столе» с педагогами и научными сотрудниками, представляющими летние школы разных регионов России.

Владимир Алексеев, преподаватель Летней экологической школы. У меня есть опыт работы в общеобразовательной школе. И по моим наблюдениям, в обычной школе детей учат в основном четкому выполнению инструкций. Грубо говоря: перепишите конспект учебника – получите «пять». К сожалению, школьные учителя, как правило, не уделяют особого внимания детям с высокими познавательными интересами. В результате ребята, которые еще в шестом, седьмом, восьмом классе тянулись к знаниям, к старшим классам теряют эту мотивацию. Высока вероятность, что в десятом классе вы этого мальчишку с книжкой уже не увидите.
Алексей Федотов, преподаватель Красноярской летней школы. Можно порекомендовать учителям: если вы хотите, чтобы у вашего ученика не погас огонек интереса к познанию, дайте ему вступительное задание летней школы.
Интересно, что когда разница в возрасте между сотрудником и участником школы очень маленькая (в каждой летней школе есть свои мэтры, но значительная часть сотрудников ЛШ – молодежь), это усиливает мотивацию. Школьник видит, что практически его сверстник легко оперирует сложными понятиями, и начинает верить, что сможет научиться этому сам.
Анатолий Витковский, корреспондент газеты «Первое сентября». А в чем главный смысл летней школы?
Виталий Арнольд. Могу сказать, в чем смысл летней школы «Современная математика». В России есть достаточно сильная традиция обучения математике в системе среднего образования, у которой имеются свои плюсы и минусы. Есть традиции высшего образования, есть большая наука. Переходы из одного института в другой отсутствуют. И у лучших олимпиадников зачастую складывается своеобразное представление о том, кто чего стоит в науке. Вот этот – лучший тренер России, этот – член жюри международной олимпиады… А в летнюю школу приезжают 20, 30, 40 человек, про которых не ясно, кто из них главный. И нет этого вопроса. И нет ситуации соревнования друг с другом. Есть ситуация нормальной научной жизни. Читаются доклады, проходят обсуждения, происходит неформальное общение.
При этом измерить результат невозможно. Кто-то понял после двух таких школ по математике, что этим он точно заниматься не будет. Это результат? Результат. Кто-то для себя нашел научного руководителя, с которым он затем в течение нескольких лет пишет хорошие научные работы.
Вячеслав Загорский, преподаватель летней школы «Химера» (Калужская область). Очень важно, чтобы в старшем подростковом возрасте произошла встреча с людьми, которые могли бы стать жизненными ориентирами. На мой взгляд, в летних школах вероятность такой встречи гораздо выше. Могу судить по опыту ребят, которые прошли нашу летнюю школу два года назад. Они откровенно говорят, что это была «точка дефуркации» их личного жизненного пути.
Георгий Гительзон, преподаватель Красноярской летней школы. Попробуйте заманить нормального школьника на лекцию по средневековой живописи. Думаю, сделать это будет непросто. А на заседания вечернего клуба летней школы, где на гуманитарные темы рассуждают математики и физики, ребята идут охотно.
Корр. Какие еще важные отличия присущи летним школам?
Виталий Арнольд. Типология задач и сама форма учебных занятий в подавляющем большинстве летних школ абсолютно не похожи на среднюю школу. На летней конференции турнира городов группе детей зачастую даются задачи, ответ на которые не известен мировой науке. После чего вместе с куратором задачи двое или трое сильных школьников в течение десяти дней пытаются продвинуться в решении этой задачи.
Также в отличие от обычной школы в летней школе почти нет времени на отработку учебного материала. Это означает, что преподавать сколько-нибудь продолжительный систематический учебный курс в летней школе – занятие глубоко безответственное.
Вячеслав Загорский. У преподавателей летней школы больше свободы в выборе учебного материала и поиске такой формы обучения, которая была бы более интересна детям.
Очень многие летние школы собирают обратную связь от участников: ребята выставляют преподавателям оценки за проведенные курсы. У нас, например, существует три оценки по десять баллов: полезно, понятно, интересно.
Виталий Арнольд. Но верно и обратное. Услышать от уважаемого, авторитетного в летней школе человека: «Вы сделали хорошую работу» – для ребенка очень высокая оценка. Особенно если еще про этого человека известно, что он редко кого хвалит. Это стоит дороже, чем двадцать восемь пятерок в дневнике.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru