Вторая тетрадь
школьное дело
|
«Чтобы тема была близкой, а письмо
легким»
Репортаж из учительской за
полчаса до сочинения
Похоже, многим уже стало понятно: за
дискуссиями о качестве образования и
единообразии контроля мы и не заметили, что на
самом деле утратили. Школу, уверенную в себе.
Ответственную педагогику. Доверие детей к
получаемому образованию.
Смешалось все. Экзаменационный разнобой
небывалый.
В одних регионах сдают только ЕГЭ, в других – ЕГЭ
по выбору, а где-то до сих пор о ЕГЭ знают
понаслышке. В Ростовской области, например,
выпускники не писали выпускное сочинение,
сдавали вместо него два ЕГЭ.
В Воронежской области Главное управление
образования разработало Положение, по которому
медалистов отделили от обыкновенных выпускников
и создали для них специальные условия: экзамены
они сдают вне школы, в присутствии специальной
комиссии: «Работа выполняется в двух тетрадях с
угловым штампом Главного управления
образования. Тетради не расшиваются.
Незаполненные листы в чистовой работе
зачеркиваются по диагонали. Работы
кодируются…». Такой вот стресс-сюрприз для
воронежских отличников и учителей.
Но ведь и странный перенос даты выпускного
сочинения с 1 июня на 2-е тоже не безобидная
мелочь. Похоже, из школы сознательно изгоняется
все привычное и стабильное.
В Кромах Орловской области в изобилии свежий
воздух и вековые деревья. Кромам 850 лет. Но их
развитие идет вспять: важнейшая военная крепость
на южных рубежах древней Руси, потом город с
развитой промышленностью, а теперь небольшой
поселок с двумя школами, одна из которых
начальная.
Утром 2 июня их было не перепутать. Толпа
школьников у входа, двери настежь и далее –
кабинет директора, временно превращенный в штаб.
Кромская общеобразовательная школа. Педагоги
переживают трепетные минуты ожидания. Милые
проявления дружелюбия и поддержки.
В рекреации видишь пейзаж в тургеневском духе:
усадьба, беседка, сирень – написано маслом на
стене. Замечаешь, что учительница Светлана
Афанасьева, легкая, взволнованная, в шляпке и
шарфике, поразительно гармонирует с ним. Она
преподает химию, но – «Сегодня сын пишет!». И уже
другие лица на фоне пейзажа: директор Людмила
Агошкова в сопровождении словесников, в руках
ножницы и конверты: «Изложение! Смотрим: печати
на месте, конверт не заклеен. Ах, руки трясутся…
Вскрытие произведено. «Отцы и дети». Вопрос:
Почему Тургенев включил в роман историю любви
Павла Петровича и княгини Р.?» Учителя мгновенно
встали в кружок: «Необычный вопрос… Отвечать
надо по всему роману, по поводу основной мысли. О
любви… Какими бы ни были разными по своим
воззрениям Базаров и Кирсанов-старший, в любви
они одинаково отвергнуты. Так? Да, оба сломлены
любовью. Еще…» – идет настоящая мозговая атака.
Задор и взаимопонимание: Елена Зайцева, Галина
Гололобова, Ирина Горяная, Галина Ченская.
Понятно, что не им предстоит писать ответ, однако
к чести учителя – вообразить себя на месте
ученика, самому пройти испытание. И сразу видно,
как здесь преподают литературу: живо, страстно.
Через час окажется, что никто из учеников четырех
классов изложением не заинтересовался. Все
захотели создавать свой текст. Тоже результат.
Елена Зайцева скороговоркой рассказывает: «Дети
умные, работоспособные. У нас 17 медалистов, и все
настоящие. Прошли мы всё, всё повторили, но есть
блоки немыслимой сложности. Труднее, конечно,
заниматься поэзией. Не так часто встречаются
дети, тонко чувствующие слово. Проза
демократичнее. Особенно нами любима «Война и
мир», изучали очень тщательно».
Между тем волнение нарастает. Выпускники
построены, телевизор работает. В нем –
Александра Васильевна Копылова, начальник
областного управления образования. Она
предлагает сверить часы, чтобы удостоверить
прямой эфир, и напоминает: в эти минуты на старте
1700 выпускников школ Орловской области. «Сердце
бьется необыкновенно, – шепчет рядом со мной
учительница Любовь Костякова, – а ведь я сегодня
не выпускаю!» Музыка, лототрон, шар с номером 54
выкатывается и вызывает новую волну возбуждения:
«Природа… слова Булгакова… Серебряный век».
Учительница Елена Зайцева, должно быть, рада:
выпал и Толстой! Последнее напутствие директора:
«Чтобы тему выбрали близкую, письмо было легким,
а оценка – на балл выше, чем обычно. Держитесь».
В этот момент в ряды выпускников, как водится,
виновато протискивается проспавший. Добрый смех.
Переход в классы. Девять утра.
Мы пьем чай у директора. Чай принесли из
школьной столовой в простых стаканах. Немного
странно: в школе не видно ни нарядных букетов, ни
хлопочущих за нарезкой колбасы мам. Тихо, и
телефон молчит. Людмила Васильевна достает из
сейфа прошлогодние выпускные работы по
литературе – на удивление пространные, по 5–6
листов, очень личные, абсолютно разные по стилю.
«Иногда их перечитываю. Столько удовольствия!
Потому что учителя понимают детей. С историками
бы вам познакомиться, самоотверженные,
незаурядные люди. Выпускной экзамен по истории –
наша гордость. Мы хотим, чтобы дети блеснули,
чтобы были услышаны. К нам работники образования
специально приезжают детей послушать. Ответ
может длиться 10–15 минут, и вы не представляете,
какие дети счастливые с экзамена выходят. И
учителю награда: он видит результаты своего
труда. Дело ведь даже не в знаниях, а в единении
педагогов и детей, в их взаимности. На устном
экзамене это очень заметно. ЕГЭ, к счастью, у нас
пока нет, и мы еще не учим детей тому, как
обманывать тесты. Мне кажется, не родное это дело
для российского образования, тесты. И слово не
наше, и суть чужая. Не пойму я, как учить и
определять знания, не выслушивая, не
разговаривая?»
Некоторое время мы говорим о коварстве общения
через бумагу, об изобилии документов, сыплющихся
на школу: три толстые красные папки – инструкции
об экзаменах, три синие – документы по
нацпроекту: «Тонем в бумагах. Но нам повезло:
главный специалист отдела образования Татьяна
Лосева имеет особый дар работы с документами,
умеет их правильно подавать: отсеивает ненужное,
подробно поясняет самое важное». К разговору, за
окном возникает начальник отдела образования, и
вот он уже в кабинете.
Юрий Филин – прежний директор школы, в шкафу до
сих пор стоят его книги из серии «ЖЗЛ». Держится
по-свойски: «С экзаменом порядок! Все по плану:
кому пакет, кому карту. А теперь давай про
морковку и капусту думать, сорняки после дождей
торчат, как зубочистки». Людмила Васильевна
кивает за окно: проходят дети с тяпками и
мотыгами. При школе большой производственный
участок. На нем централизованно, с применением
большой техники несколько окрестных школ
выращивают овощи. «На государственные деньги
разве что старик Хоттабыч сможет накормить детей
и поддержать школу», – шутит Юрий Семенович.
Тем не менее платных образовательных услуг школа
не оказывает – так написано в Уставе.
Репетиторская деятельность учителей здесь не
одобряется. Статус учителя всячески
поддерживается.
…У топонима Кромы множество толкований, среди
них – «кромка», «скромный», «закрома», «кремль».
Москва – Орел – Кромы
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|