Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
 

Проблемы и перспективы российского образования

29 мая – 4 июня на вопросы отвечает Андрей Фурсенко

C 29 мая по 4 июня Министерство образования и науки РФ проводило прямую телефонную линию “Проблемы и перспективы российского образования”. Круглосуточно на вопросы звонивших отвечали ведущие специалисты Минобрнауки, Рособразования и Рособрнадзора; за четыре дня на линию поступило 45446 звонков.
2558 звонков пришлось на те три часа, когда в студии был Андрей Фурсенко. Конечно, поговорить с министром удалось не всем. Но несколько десятков звонков, на которые Андрей Фурсенко успел ответить, как нельзя лучше показывают повседневные проблемы российского образования. Чтобы решить или объяснить некоторые, люди обращаются не меньше чем к министру.
Сегодня мы публикуем выдержки из «прямой линии» с участием Андрея Фурсенко.

Звонок из Псковской области

– Здравствуйте, Андрей Александрович. Это уже, можно сказать, бывший директор Дворецкой школы Бежанинского района Псковской области Степанов Олег Ана-
тольевич. У меня родители спрашивают: как в перспективе будет совмещаться демографическая политика с развитием села и закрытием школ? Многие сейчас собираются уезжать кто в поселок, кто в город, село вымирает…
– Тут нет единого ответа на все вопросы. В тех селах, где школа может быть сохранена без ущерба для качества преподавания, она будет сохраняться, и мы вместе с Министерством сельского хозяйства делаем все возможное для этого. В частности, есть идея создания единых образовательных культурных центров.
К сожалению, есть села, в которых крайне сложно сохранить школу. Сегодня в России более 5 тысяч школ, в которых меньше чем по 10 учеников. И понятно, да…
– Это все понятно.
– Я думаю, что в тех селах, особенно в тех школах, где есть перспектива, что количество детей будет увеличиваться, надо стараться эти школы сохранять или сохранять возможность их открытия.
– Вот об этом-то и речь: если закрыть школу, здание практически будет разрушено. Потом его трудно восстановить. Такая проблема уже у нас была. Так вот я и хочу сказать, уже от вашего имени, родителям: не торопитесь, может, через три-пять лет снова обратят внимание на эти школы.
– Это будет зависеть и от родителей, и от тех молодых людей, которые в селе растут. Абсолютно ясно, что если появятся в селе 30–40 ребят, то желательно, чтобы хотя бы начальная школа была здесь, чтобы их никуда не таскали. Правильно?
– Вот у меня 23 ребенка, нам оставляют начальную школу, а остальных надо возить на автобусе. Тяжело будет.
– Есть и другая сторона: если в классе два-три человека, то очень сложно обеспечить должный уровень образования.
– Образование нормально обеспечивают, а вот финансирования нет.
– Псков, к сожалению, не самая богатая область. Я знаю, я разговаривал с Верой Емельяновой, руководителем, она понимает, что просто так огульно взять и закрыть школы проще всего.
– Все понятно, тогда я буду все-таки стараться сохранять здание.
– Повторяю, это зависит от того, насколько позитивно отнесутся ваши сограждане к реализации демографической политики.
– Понял. У меня есть и второй вопрос, но личного характера. Я вот 31 год отработал в школе. Заработал пенсию 2800, и в этом году 30 июня школу закрывают, а у меня сын учится в Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения. Ему предлагают либо коммерческое общежитие за две тысячи, либо в городе Пушкине общежитие, но там на дорогу опять надо 80 рублей в день, то есть опять получается больше двух тысяч. Вот нельзя ли как-нибудь этот вопрос решить, что студенты, которые поступают на бюджетные места, обеспечивались бы и соответствующим общежитием недорого? А то не вытянуть!
– Ситуация такая: общежитий не хватает. Я вчера был в Петербурге как раз, встречался с ректорами педагогических вузов. Ситуация такая же и в других. Катастрофически не хватает общежитий. Мы за то время, пока меньше интересовались перемещением, обучением, очень многое потеряли.
Но тем не менее общежития сейчас будут строить. Через три-четыре года ситуация улучшится, но к этому времени ваш ребенок уже выучится. Давайте попробуем, учитывая, что вы сделали для образования очень много, напишите на мое имя письмо, сошлитесь на наш разговор, я постараюсь чем-нибудь помочь. Может быть, что-нибудь получится.

...из Челябинска

– Меня зовут Елена Сергеевна, я из Челябинска. Меня интересует вопрос по поводу снижения часовой нагрузки воспитателям детских садов. Насколько мне известно, такие предложения формулировались и профсоюзами, и рядом регионов. Будет что-то изменено в этом направлении?
– Вообще это решение, которое полностью принимается на уровне региона.
– Нет, Андрей Александрович. Есть постановление Правительства РФ, и мы его изменить не можем. В нем установлена часовая нагрузка. У учителя она – 18 и 20 часов в начальной школе, а воспитателю этим же документом устанавливается 36 часов, и изменить его регионы не вправе.
– Я знаю, что сейчас наряду с подготовкой отраслевой системы оплаты труда в школе мы занимаемся одновременно и отраслевой системой вообще во всей сфере образования, в том числе и для дошкольных учреждений. Сегодня эта система еще не введена. Она готовится. Я думаю, что в следующем году начнет вводиться.
Что же касается изменения вот этого постановления... Давайте сделаем таким образом. Если вы подождете еще немножко, то, может быть, кто-то из коллег больше в курсе…
– Можно даже никого не беспокоить, я примерно знаю ситуацию, поскольку занимаюсь управлением, и этот вопрос задаю, считайте, по просьбе всех дошкольных работников. Вы понимаете, эта стена такая непробиваемая, потому что постановление правительства мы изменить не можем. У нас ни один правовик документ не пропустит, если он противоречит постановлению. А изменить его можно только на вашем уровне…
– Сейчас уже готовятся документы в Минсоцздраве, и мы с ним вместе работаем по переходу на отраслевую систему оплаты труда, где эти нормы будут убраны. Есть ли промежуточные какие-то решения или нет, я не знаю, но в любом случае, я думаю, к следующему году эти решения уже будут приняты. Постараемся ускорить.
– Спасибо, мы очень надеемся. Я передам людям ваши слова.

...из Воркуты

– Вас беспокоит Кудрявцева Раиса Михайловна из Воркуты. Я – мама дочери, преподавателя с университетским образованием. В одном из ваших интервью вы сказали (я смотрела по телевидению), что увеличение зарплаты учителю не повысит его производительности труда. Мне бы очень хотелось узнать, что вы имели в виду? Моя дочь сейчас со всеми повышениями и надбавками, имея высокий разряд, получает зарплату всего-навсего пять с половиной тысяч.
Моя дочь хочет из школы уходить, поскольку к ней, вернее, не к ней, а вообще к учителю предъявляются сейчас огромные требования. А зарплата остается очень низкая. Пожалуйста, скажите, как нам быть?
– Во-первых, я с вами абсолютно согласен, что зарплата учителя сегодня низкая и что ее надо повышать. И в интервью я говорил не о том, что зарплату не надо повышать. Наоборот, повышать зарплату надо, но при этом одновременно надо добиваться того, чтобы как-то улучшалось качество преподавания, потому что… Я не знаком с вашей дочерью, но думаю, вы согласитесь со мной: далеко не все учителя сегодня учат так, как, скажем, учили нас с вами.
Речь идет о том, что, с одной стороны, мы должны повышать зарплаты, и на это направлены сейчас предложения по принципиальным изменениям системы труда, по введению отраслевой системы оплаты труда. Вы знаете, что в ряде регионов это уже делается. Я думаю, что если мы проведем все меры, которые сегодня планируем, то абсолютно реально в течение 2,5–3 лет поднять зарплату учителей примерно вдвое. Это тоже не очень большие деньги, но все-таки это уже будет, ну, скажем, достойная зарплата. Но одновременно учитель должен демонстрировать новое качество преподавания, и этим тоже надо заниматься. Для этого мы сейчас организовываем систему переподготовки, для этого создаются новые учебники, для этого создаются системы дистанционного обучения, которыми должны пользоваться не только дети, но и учителя.
– Да. Вы понимаете, дело в том, что мою дочь сейчас выдвинули на грант – получить 100 тысяч. Но она сказала: мама, мне приходится все делать самой. А у нее семья. Муж майор армии, он целый день на работе. И фактически моя дочь должна, как говорится, лезть из кожи, чтобы заработать и выглядеть, хотя бы просто достойно в школе. Я уже не говорю о том, чтобы излишества какие-то иметь. И вот получается так, что она говорит: мама, мне очень трудно, меня выдвинули вроде бы, но я все должна искать сама, все-все-все делать сама. Понимаете?
– Если выдвинули, значит, дочь ваша – хороший учитель.
– Да.
– Надеюсь, что она из школы не уйдет.
Вы сами представляете, что за день систему образования изменить невозможно. Мы очень многое упустили. Но все-таки какие-то изменения происходят. Наверное, и ваша дочь согласится с этим.
– Нет, вы знаете, получается (простите, перебила вас) так, что работу учителя контролируют… Это какой-то кошмар! Даже программа у нас направлена на то, чтобы унизить учителя, принизить его статус. Ведь контролировать будут все кому не лень, вплоть до детей, которые учатся. Но, извините, когда мы идем к врачу, мы же не учим его, как лечить, правильно? Мы приходим туда с протянутой рукой, чтоб только нас вылечили.
– Что касается врача… Я считаю, не мы для врача, а врач для нас. Поэтому я думаю, что мы должны тут с двух сторон двигаться: с одной стороны, статус учителя должен расти. С другой – и учитель должен понимать, что главный все-таки в школе – это, наверное, ученик, потому что ради них мы все это и делаем. Вспомните про ваших детей, про ту же самую вашу дочку, когда она ходила в школу. Вы же тоже хотели, чтобы учитель ее встречал доброжелательно, чтобы он ей давал те знания, которые ей пригодятся в жизни. Поэтому я думаю, что мы должны делать шаги навстречу друг другу – и мы навстречу учителям, и учителя навстречу нам.

...из Санкт-Петербурга

– Меня зовут Нина Ивановна. У меня дочка заканчивает 9 класс в этом году и очень хорошо учится. Но вы сами знаете, что это довольно тяжело дается, как правило, детям и родителям тоже.
– Да. Родителям иногда еще хуже, чем детям, дается хорошо учиться.
– И родителям, да. Так вот я хотела задать вопрос. Есть ли смысл нам настраиваться на золотую медаль, столько сил тратить? Что она будет значить к тому времени, когда у меня ребенок закончит школу?
– Нина Ивановна, это сложный вопрос. Я скажу так: в любом случае, когда проходит время, человек, который получил золотую медаль, всегда чувствует гордость, это на всю жизнь с ним остается. Что же касается дополнительных возможностей для поступления в вуз, а наверное, об этом вы спрашиваете, то что будет через 2–3 года, я не представляю. Не исключаю, что медаль не будет давать тех привилегий, которые имеются сегодня. Но хочу сказать, что и сегодня эти привилегии далеко не всегда работают так, как на это рассчитывают родители. Мне недавно рассказывали знакомые, что их дочка решила просто специально не получать медаль, потому что к медалистам более жесткое отношение в вузе, более жесткие вопросы, экзамены. Я не знаю, насколько это правильно, но говорю то, что мне рассказывали мои знакомые. Я думаю, что знания, которые стоят за медалью, всегда пригодятся. А что касается самой медали, то ломать жизнь маленькому человеку или даже не очень маленькому только ради того, чтобы ее получить, может быть, и не стоит. Но ведь это еще и от дочери зависит. А может, ей самой хочется получить медаль, может, это для нее очень важно.
– Да, конечно. Спасибо большое вам за ответ, спасибо.

...из Костромской области

– Звонит Любовь Борисовна из Костромской области, пенсионерка. Скажите, пожалуйста, правомерно ли повышать плату за детский сад более чем на 20 процентов от полной стоимости содержания ребенка в этом саду? В нашем городе с апреля месяца плата выросла на 34 процента, то есть 700 рублей в месяц. А вот мы по телевидению слышали, что Конституционный суд вынес решение о неправильности таких действий в Тверской области. У них тоже было такое повышение. Мы считаем, что это распространяется на всю Россию, а не на одну область, но у нас, сколько мы ни вели переговоры и с гороно, и с депутатами, это решение не отменяется. Мы обязаны заплатить 700 рублей, иначе ребенка не берут в детский сад.
– Во-первых, решение Конституциионного суда однозначно касается не одной области, а всей России, поэтому вы можете ссылаться на это решение. У вас садик муниципальный, наверное?
– Да.
– Реализация этого решения Конституционного суда должна происходить на местах. Мы, федеральный центр, наше министерство, не можем дать соответствующее указание, потому что садик принадлежит муниципалитету. Но могу вам точно сказать, что решение Конституционного суда относится ко всей России и вы вправе требовать, чтобы это решение соблюдалось и у вас, в Костромской области. А я, со своей стороны, выясню после этой телефонной линии, почему решение не выполняется. Договорились?
– Да. Мы с завгороно разговаривали, она нам ответила так: президент и все, кто находится там, далеки от народа, и мы будем действовать, как решили. Вот нам-то теперь что делать? У нас ребенка не берут, если мы не заплатим первого числа 700 рублей. Как нам быть?
– Постараемся приблизить ваше гороно к народу, к президенту и к…
– Мы можем послать вам газету, в которой это выступление завгороно. Мы удивились, спрашиваем: как вы можете так говорить? Мы по одной Конституции живем, а вы, видимо, по другой…
– Попробую все-таки узнать, в какой стране находится Костромская область. Если она находится в России, то, может быть, мы можем что-нибудь решить. Ладно?
– Хорошо. А нам, если что, куда обращаться?
– Если не выполняется решение Конституционного суда, то надо опять же обращаться в суд… Конечно, тут надо понять и другую проблему: видимо, на детские сады не хватает средств. Но это не оправдание для того, чтобы не выполнять законы России.
– Да. Но они так и говорят: это добровольно, но добровольно-то, выходит, принудительно, иначе ребенка не берут.
– Любовь Борисовна, выясним. А что касается выполнения закона, это должны отслеживать суд, прокуратура. Что касается ситуации с детскими садами, то, к сожалению, ситуация действительно в России сегодня тяжелая. Думаю, что в рамках той программы поддержки демографии, которую объявил президент, и вопрос детских садов тоже будет решаться.

...из Челябинска

– Моя фамилия Каменский Геннадий Георгиевич, я подполковник запаса, работаю в Челябинске в военном автомобильном училище, методист учебного отдела. По роду своей деятельности занимаюсь нормативно-правовым обеспечением образовательной деятельности, разрабатываю учебные программы, рабочие, учебные планы, уставы, предложения по квалификационным требованиям. Вопрос у меня такой: когда ожидается выход государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения?
– Сейчас мы разработали принципы этих стандартов… Думаем, что в течение ближайших полутора-двух лет эти стандарты будут предложены для обсуждения и затем для принятия. И вы знаете, наверное, что эти стандарты существенно отличаются то того, что мы имеем сейчас. Я не знаю, насколько вы, как методист, согласны с тем, что требуются изменения, но большинство учителей говорят, что сегодняшние учебники, созданные в соответствии с существующими стандартами, перегружены информационным материалом и не позволяют нормально учить детей.
– Да, такая проблема есть.
– К сожалению, работа эта очень тяжелая, потому что начинаются споры специалистов… Вот мы сейчас, когда разрабатываем стандарты третьего поколения, стараемся в гораздо большей степени привлекать людей, которые непосредственно работают в школе. Надеемся, что это поможет все-таки качество стандартов изменить.

...из Кабардино-Балкарии

– Рубцов Александр, Кабардино-Балкарская Республика. Уважаемый Андрей Александрович, вот такой вопрос. Вступительные экзамены показывают несоответствие стандартов среднего полного общего образования и требований к абитуриентам на вступительных экзаменах. Как разрешить это противоречие, планирует ли министерство привести в соответствие школьные стандарты и требования к абитуриентам?
– Один путь, Александр, самый простой и прямой, – использование единого государственного экзамена. В этом варианте противоречий никаких нет, потому что вы сдаете одновременно выпускные экзамены и вступительные экзамены, правильно?
– Да.
– К сожалению, сегодня не во всех вузах принимают результаты единого государственного экзамена. К сожалению, потому что в ряде случаев это ведет к тому, что вузы вводят какие-то дополнительные требования, не соответствующие стандартам полного общего образования. Это неправильно и, строго говоря, незаконно. Вузы, даже устраивая вступительные экзамены, должны руководствоваться теми требованиями, которые предъявляются выпускникам в рамках существующих программ. Поэтому если вас спрашивают какие-то вещи, которые в программу не вошли, то вы имеете право подавать в апелляционную комиссию. Другое дело, что зачастую в школах изучение каких-то предметов не столь глубокое, не столь качественное, как требует вуз. Это иногда происходит.

...из Орска

– Звонит Татьяна Александровна из Орска. Уважаемый министр, я вот какой хотела вам задать вопрос. Вы высказывали мысль о том, что в стране необходимо оставить небольшое количество вузов на бюджетном финансировании, а остальные перевести в какой-то другой статус. Вот в связи с этим у меня такой вопрос: а каковы перспективы провинциальных педагогических вузов?
Если в стране будет решаться демографическая проблема, то придется восстанавливать утраченные позиции педагогического образования, именно провинциальных педагогических вузов. Вот скажите, пожалуйста, какое у вас на этот счет мнение?
– Татьяна Александровна, во-первых, я никогда не говорил, что надо оставить на бюджетном финансировании небольшое количество вузов, а все остальные переводить в какие-то другие формы. Я никогда этого не говорил.
– По-видимому… у нас здесь идет такая информация.
– Не верьте.
– Может быть, она неверная, Андрей Александрович, но все же вы как-то проясните, каковы перспективы педагогических вузов.
– Педагогическое образование должно развиваться и улучшаться, потому что сегодня не всегда учат так, как надо учить педагога. Я, например, считаю, что гораздо больше внимания надо уделять психологии, потому что это очень важная вещь для работы с детьми.
Думаю, что педагогические вузы должны работать во всех регионах России: студент, который учится в своем городе, с большой вероятностью останется работать у себя. А если уедет в Москву или в Санкт-Петербург, то скорее всего и работу там будет искать. Поэтому я целиком поддерживаю развитие провинциальных – надеюсь, это слово не обидное, а нормальное, – педагогических вузов. Но единственное, что качество преподавания там, конечно, должно быть высоким. Поэтому надо, с одной стороны, улучшать их обеспеченность, в том числе информационными технологиями, учебниками, а с другой – требовать от преподавателей этих вузов, чтобы они проходили переподготовку соответствующую и чтобы давали студентам хорошие знания. Я считаю, что перспективы для вузов достаточно хорошие и интересные, если эти вузы дают хорошие знания.
– Андрей Александрович, спасибо вам большое. Моя точка зрения и моих коллег совпадает с вашей.

...из Приморского края

– Учитель из города Лучегорска, это Приморский край, Лидия Викторовна. У меня такой вопрос возник. Я работаю учителем английского языка и являюсь классным руководителем. В связи с выплатой надбавки у нас разработали новое положение о классном руководителе, то есть расширили наши функциональные обязанности. Действительно ли это должно быть так? Или эта надбавка выплачивается за уже выполняемую работу?
– Вы знаете, когда начали определять надбавки, то оказалось, что ни в одном нормативном документе вообще не присутствует официально понятие «классный руководитель». Поэтому министерство разработало документ, из которого следовало, что должен делать классный руководитель. И дальше этот документ мы переслали в регионы, а уже на местах с учетом наших рекомендаций начали разрабатывать требования к классному руководству. Речь не идет о том, что это какие-то принципиально новые требования. Мы постарались сформулировать то, что, на наш взгляд, и делал раньше классный руководитель. Ведь классный руководитель – это не только проверка журналов, правда.
– Нет, конечно. Просто очень много документации, которую нужно будет оформлять, очень много.
– Вы знаете, что касается документации, то мы будем обсуждать этот вопрос с региональными руководителями: нужно увеличить количество работы и минимизировать количество бумажек, которые должны писать люди. Как это у нас получится, я не знаю, но мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы количество бумажек уменьшилось.

...из Кемеровской области

– Меня зовут Себляшин Иван Алексеевич, я студент Ачинского педагогического колледжа. У меня такой вопрос. Сейчас наблюдается тенденция к снижению бюджетных мест в вузах. Наряду с этим в сельской местности не хватает специалистов. Многие студенты, приезжающие из сельской местности и обучающиеся на бюджетной основе, по окончании учебы возвращаются на свою малую родину. И если бюджетные места будут сокращаться, обострится проблема обеспечения кадрами различных структур на селе. Как вы предполагаете решать эту проблему?
– Иван Алексеевич, во-первых, на тех специальностях, которые востребованы на селе, места не сокращаются. Сокращаются в ряде случаев бюджетные места на специальности, которых переизбыток. Причем в тех вузах, где качественно подготовить по этим специальностям вряд ли могут. Например, несколько сократились места подготовки юристов в непрофильных вузах. То же самое касается экономистов. Такие специальности, как, например, медики, педагоги, специалисты в области агропромышленного комплекса, – на них набор даже в ряде случаев увеличивается.
Что же касается общего количества сокращения бюджетных мест, это связано с тем, что сейчас резко уменьшается количество выпускников школ… К 2008 году количество выпускников школ сократится на 30 процентов. У нас все последние пять лет в вузы поступали больше людей, чем заканчивают школы. Кто-то получал второе образование, а кто-то, кто раньше не смог, – первое. Сегодня, по нашим оценкам, этот отложенный спрос уже исчерпан. То есть возникает ситуация, при которой вузы готовы принять кого угодно, что тоже, наверное, неправильно, потому что все-таки надо, чтобы в вузы поступали те, кто может и хочет учиться.

...из Липецкой области

– Вас беспокоит учитель начальных классов из Липецкой области Галина Николаевна Беляева. У меня к вам такой вопрос. Я работаю уже почти 25 лет в начальной школе. Не планируется ли Министерством образования изменить ставку учителей начальных классов? Она у нас 20 часов, когда у всех учителей – 18 часов. Работать с младшими школьниками ничуть не легче.
– Галина Николаевна, согласен с вами. С маленькими детьми работать ничуть не легче… Но я считаю, что вообще кардинальный путь – это переход на несколько иную систему оплаты труда, при которой заработок учителя не будет зависеть от количества часов, при которой база для учителя – оклад.
– А когда это будет? Мы стареем, молодежь не идет в учителя работать, а зарплата низкая.
– Мы рассчитываем, что переход на эту новую систему оплаты труда начнется где-то в следующем году. Мы стараемся, работаем с регионами, потому что зависит это не от нас, а от регионов. Но позиция моя по поводу ставок 18 и 20 часов: в принципе эти условия должны быть выравнены для начальной и средней школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru