Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

В ПОИСКАХ ВЫХОДА ИЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЛАБИРИНТОВ

По материалам статьи К.Н. ПОЛИВАНОВОЙ,
доктора психологических наук

В этом возрасте их порой так трудно понять...

Специфика поведения детей 6–7 лет

Первоклассники переживают один из самых кризисных моментов детства. Психологи выявили несколько ключевых особенностей их поведения, о которых следует помнить и учителям, и родителям в общении с начинающими учениками.

Пауза. Временной интервал между обращением к ребенку и его реакцией. Дети «не слышат, о чем их просят», «делают вид, что не слышат».
Спор. Ребенок в ответ на просьбу, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения. Частым аргументом в споре является сравнение себя с другими: «Почему ей можно, а мне – нет?»
Взрослое поведение. Ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». Во-первых, становится рассудительным. Рассудительность возникает в споре, в ситуации противопоставления своего желания требованиям взрослых. Подобная рассудительность оказывается резонерством: если вступить с ребенком в дискуссию, разговор будет продолжаться бесконечно долго. Во-вторых, демонстрирует нарочито взрослое поведение. Часто изображает какого-то конкретного члена семьи. Как правило, это продолжается недолго. Если же такое поведение закрепляется, то возникает самостоятельность.
Общие вопросы. Возникновение в разговорах новых, не связанных с ежедневными событиями тем: политика, происхождение планет, Земли, эволюция живого, жизнь в других странах. Это свидетельство расширения сферы интересов ребенка, его стремления найти свое место в большом мире. Получив первые ответы на свои вопросы, ребенок начинает сам долго и пространно рассуждать и анализировать информацию. Делает он это в присутствии взрослого, как бы обращаясь к нему как к эксперту.
Особым случаем общих вопросов на седьмом году жизни является интерес ребенка к истории семьи, семейным связям. Это вопросы о дальних родственниках, детстве родителей, о дедушках и бабушках. Здесь мы имеем дело с желанием ребенка найти свое место в широкой сети семейных связей, со своеобразным самоопределением.
Самостоятельность. Ребенок выбирает совершенно новые для себя дела и сферы обязанностей – например, с удовольствием стирает свои вещи или просит разрешения самому сходить за хлебом. Он стремится к самостоятельности, но она возникает как целостное, независимое от взрослого действие. Ребенок хочет делать что-то сам и отказывается выполнять (пусть даже самостоятельно) то, о чем попросили взрослые.
Стремление к продуктивной деятельности. К таким занятиям относятся шитье, вязание, конструирование, поделки из бумаги и т.п. Связанное или сшитое, сделанное из деталей конструктора демонстрируется взрослым. Ребенок обязательно ждет похвалы, болезненно реагирует на критику своего произведения. Характерно, что в этом же возрасте происходит отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности (главным образом рисования). «Перестала рисовать, говорит, что у нее нет способностей». Таким образом, у ребенка возникают представления об объективной ценности созданного им в раннем детстве, но сохраняется некритичность к новым видам своего творчества.

Полный текст вы можете найти на сайте http://psyedu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru