Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Первая тетрадь
политика образования

МОДЕРНИЗАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ

Одна из ключевых тем в образовании в последние годы – отраслевая система оплаты труда (ОТС). Именно с этой идеей чиновники увязывают долгожданное повышение учительской зарплаты не на проценты, а в разы. Пока же этой системы нет, кардинально увеличить заработок педагогов невозможно, говорят они.
На министерской конференции в декабре минувшего года были представлены ведомственный проект ОТС и два варианта, предложенные финансистами из Тюмени и Санкт-Петербурга.
Министр Андрей Фурсенко тогда хвалил именно питерскую модель; по его словам, она «выдержана в духе концепции отраслевой системы оплаты труда, разработанной специалистами департамента экономики и финансов Минобрнауки».
Сегодня нам представляется возможность узнать, что такое повышение учительских зарплат по-питерски на самом деле. И соответственно выяснить, в каком духе выдержана министерская концепция ОТС…

Алексей КАМЕНСКИЙ,
директор лицея № 590
Санкт-Петербург

Лишние люди

Во что обошлась питерскому образованию новая система оплаты труда

Так получается, что каждый новый глава образовательного ведомства дает своим административно-революционным преобразованиям новые имена. Впрочем, понять руководство можно: в наследство ему достаются не только преобразования предшественников, но и сложившееся среди учительства отношение к ним. Как правило, вполне определенное…
Итак, сначала была Доктрина. Не стоило, наверное, выбирать слово, от которого произошло «доктринерство»: родословная сказывается. Правда, со времен педагогического съезда, на который, как в добрые советские времена, направлялись делегаты с мест рангом не ниже заведующего гороно, слово «доктрина» позабыто вместе со всеми ее параграфами и положениями.
Потом появилось слово «реформа». Именно тогда пошли первые разговоры о нормативе финансирования на ученика, ГИФО (государственных именных финансовых обязательствах) и прочих новациях, не имеющих никакого отношения к педагогическому существу дела, к жизни школы. Однако в общую атмосферу происходящего петровский размах термина «реформа» не вписался, поскольку державному процветанию явно не способствовал. Его заменило скромное – «модернизация».
По моим ощущениям, так говорят, когда хотят подправить что-то старенькое, чтобы оно еще послужило. Подправлять стали неважно. Служит все хуже и хуже. Попечительских советов так и не создали – попечительствовать никто особо не рвется. Профильная школа все никак не сколачивается: создаваемые учебные планы не обеспечиваются учебно-методическими комплектами, и эти планы никто не признает на следующем этапе обучения.
Наконец, возник Национальный проект. Надо полагать, конец – делу венец. Про что же проект? Опять про деньги. Ну и хорошо. Их и правда так не хватает. А хочется жить по-человечески.
Мой родной Ленинград – колыбель теперь уже четырех революций. Естественно, и в образовании мы должны быть впереди планеты всей; если не планеты, то страны уж точно. Эхо выстрела «Авроры», многократно отражаясь от гранитных берегов Невы, докатилось своим громовым раскатом до наших школ. Началась хроника новых революционных событий в питерском образовании.

Стремление вернуться к штатному расписанию 1989 года без всяких там психологов, социальных педагогов и прочих «дармоедов» явно приведет в ближайшем будущем к самым непредсказуемым последствиям

Август 2005. На городском итоговом совещании объявлено о подготовке документов по новой системе оплаты труда. Коллектив секретных ученых берется за этот тяжкий труд. Обещан невиданный рост благосостояния питерского учительства. Все ликуют.

Октябрь 2005. На организационных районных совещаниях объявляют, что город выделяет на повышение зарплаты учителям не более 15% от суммы, обещанной первоначально. Повышение начинает казаться не таким уж значительным.

Ноябрь 2005. Раздаются голоса о трудностях школьной жизни. Со школ собираются предварительные финансовые расчеты по предварительным методикам того самого «секретного КБ». По ним выходит, что денег надо минимум в 2–3 раза больше, чем заложено в бюджете; повышение должно составлять не 15, а 40 процентов.
Чтобы наскрести хоть какие-то средства, из методики расчета зарплаты исключаются доплаты за звание «Почетный работник образования», за знак губернатора Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы» и др.

Декабрь 2005. На совещаниях директорам школ рекомендуют продумать меры по экономии бюджета. Предупреждают о неизбежном сокращении надтарифного фонда в 2–3 раза. Поясню: это фонд надбавок и доплат. Все в недоумении. Возникают законные вопросы: как рассчитываться с людьми за выполнение обязанностей, не являющихся педагогическими, но возложенных городскими властями на школу? За их исполнение с учителями традиционно расплачивались из этого самого фонда. Речь идет об огромной работе, требования к которой все ужесточаются: организация питания, выдача проездных билетов, ведение базы данных ЕГЭ, фонда учебников и прочее. Окончательного «чистового» положения о новой системе оплаты труда так и нет. Денег, заложенных в бюджет 2006 года, явно не хватает на обеспечение финансово-политических решений.
Все это время, начиная с октября, по всем учебным заведениям проходят тотальные проверки объединенных комиссий, состоящих из работников прокуратуры, ОБЭП, СЭС, гороно, роно, финуправлений. Проверяющие обзванивают выпускников, закончивших школу два-три года назад, с вопросом: «А не собирали ли с вас когда-нибудь в школе деньги?». Открываются «горячие линии» для анонимных жалоб и предложений.

Январь 2006. Появляется «чистовое» положение о новой заработной плате. В городском Комитете по образованию районам делаются устные рекомендации платить, исходя из новых реалий, обещав потом решить вопросы по корректировке бюджета. Заслушиваются справки по итогам проверок. Основные замечания – неправильно оформленные взаимоотношения с охранными фирмами. Вывод: деньги с родителей на охрану собирать надо, но по-другому.
Практически запрещено сотрудничество школ с благотворительными фондами и негосударственными образовательными учреждениями. Вывод: вся благотворительность должна зачисляться в городской бюджет.
Надтарифный фонд в школах уменьшен в два-три раза. В ряде школ сокращены отдельные ставки сотрудников. В зарплате выиграли учителя, работающие с перегрузкой (до 15–20 тысяч рублей – при двух ставках выходит больше, чем у директора школы). Не самое разумное решение в условиях дефицита нагрузки: демографический кризис, число учеников резко снижается.
Здесь надо заметить, что стремление вернуться к штатному расписанию 1989 года без всяких там психологов, социальных педагогов и прочих «дармоедов» явно приведет в ближайшем будущем к самым непредсказуемым последствиям. Кто работает в школе, знает, насколько изменился состав детей по сравнению с этим самым 1989 годом, насколько труднее стало работать.

Февраль 2006. Затишье.

Март 2006. На городском уровне принято решение: денежных средств на образование не выделять. Всем предложено изыскивать внутренние резервы, так как денег на зарплату хватает лишь до октября 2006 года и нет денег на отпускные. В районах паника. Разница между запланированными 15% и реальными 40% настолько велика, что никакие меры не могут ее покрыть.
А где директорам школ взять «внутренние резервы»? Рекомендовано отправить работников в отпуск за свой счет (не согласуется с КЗОТом). Передовые директора уговаривают по-дружески, чтобы без жалоб и судов. Другие – выгоняют силком. Сняты все стимулирующие надбавки (новое слово в науке управления). Рекомендовано оставить только декретированные – за тетради, кабинеты и т.д., но и те под вопросом. И самое печальное: рекомендовано искать кандидатуры на увольнение.

Апрель 2006. Назначена новая городская проверка финансового управления; цель – выявить «лишних людей» в образовательных учреждениях. Лишними оказываются в первую очередь психологи, социальные педагоги, заведующие библиотеками, технички и заместители директоров по опытно-экспериментальной работе. И правда, зачем еще какие-то педагогические эксперименты, когда главный эксперимент идет с таким размахом? Городской профсоюз вяло протестует, показывая некоторую озабоченность грядущим массовым увольнением работников образовательных учреждений. Больше всех пострадали детские сады. В них уже с апреля по рекомендациям свыше устанавливается сокращенный режим работы, и очередь в детские сады, без того немалая, резко увеличивается.

Май 2006. На совещании директоров озвучены цифры экономии. В результате проведенных мероприятий и с учетом того, что часть средств, выделенных на ремонт школ, переброшена в раздел «заработная плата», удалось покрыть около половины дефицита бюджета. Профсоюз подсчитал: в результате этих действий только в детских садах нашего района 450 нянечек стали получать с апреля на 500 рублей меньше, поскольку их должность «переназвали» по-новому.

Я долго крепился, но тут не выдержал и сел писать эти заметки. Как в старом анекдоте: десять старушек – уже рубль! Стыдно и больно. Нашли на ком экономить. В начале всей этой революционной эпопеи по наивности думал, что просчитались руководители, ошиблись, не свели концы с концами, теперь пытаются выкрутиться, как всегда, за счет сирых и убогих, коими мы до сих пор и являемся. А потом дошло! От друзей узнал, что в здравоохранении и культуре та же картина. Значит, всё не случайно. Значит, это идея! Неужели в других регионах все так же? Видимо, замечательное направление Национального проекта – поддержка лидеров – предполагает, что поддержка проводится за счет слабых. К чему лишние затраты?

Видимо, замечательное направление Национального проекта – поддержка лидеров – предполагает, что поддержка проводится за счет слабых

Дорогие руководители образования! Давайте вернем ситуацию в нормальное русло. Давайте благие дела не портить дурными намерениями. Весной разразился скандал с оплатой классного руководства. «Забыли» 80 тысяч педагогов. Добавлю, что так и не вспомнили еще про 60 тысяч тех, кто не получает всех положенных ему денег, потому что ведет двойное классное руководство, и не по своей воле. А тут совсем иной порядок цифр. Умножьте количество нянечек в детском саду на количество районов и количество городов, прибавьте психологов, библиотекарей и т.д. и т.п. – миллионы. Уверяю, так и будет, если маховик не остановить.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru