Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ЗВУКИ И СИМВОЛЫ ДЕТСТВА
 

Вы наверняка замечали детей, неразлучных с какой-нибудь вещью, принесенной в школу из дома. Ребенок часто достает ее на уроке, играет или просто разглядывает.
Если ребенок – первоклассник, вы снисходительно думаете, что он еще “не вырос из игрушек”. Но когда девочка-подросток возится
с плюшевым мишкой, у вас сначала может возникнуть удивление, потом – непонимание, а в конце концов – и раздражение. Мальчики тоже приносят в школу всякие штуковины. Что это значит? Переживание подросткового кризиса и ностальгия по уходящему детству? Желание привлечь внимание или попытка обрести уверенность?
Попробуем разобраться, в чем заключается психологическое значение “неуместных вещей”, которые дети приносят с собой в школу. И что это за дети, столь привязанные к игрушкам?
Ольга ЩЕРБАКОВА,
студентка психологического факультета
Санкт-Петербургского университета

Опыт верности

Может быть, впервые дети получают его благодаря своим любимым игрушкам

Игрушек не бывает много. Все они разные, и у каждой своя история.
На день рождения родители подарили мне игрушечного спаниеля с персональной миской, подстилкой, ошейником и поводком. Ему суждено было занять центральное место в моей жизни.
Если надо было успокоиться и чем-то себя занять, я принималась расчесывать спаниелевые уши, которые в моем сознании существовали независимо от самого Доминика и жили своей собственной жизнью. А если на душе становилось совсем тяжело, достаточно было зарыться в эти уши лицом, чтобы оградить себя от невзгод.
Такая игрушка как бы защитное, второе “я”. Через нее легче включаться и проживать мир всем своим существом.
Она своя, родная, покусанная, прижатая к сердцу. Ей можно доверять. Она не изменит свой облик, не оставит в беде. Потому что принадлежит больше душевному космосу, нежели нейтральной действительности.
Мы с Домиником вместе выходили на прогулки. Рыли в земле ямки с расчетом найти цветные стеклышки и причудливой формы камешки.
Еще была такая игра: надо было взять фантик от конфеты и закопать его, а место запомнить. И обязательно загадать желание. По прошествии установленного времени, например недели, необходимо было вернуться и выкопать свою промокшую и вылинявшую бумажку. Правда, мы обычно не выдерживали и приходили раньше времени.
Почему-то считалось, что фантик можно обнаружить не на том же самом месте, где он был закопан, а на несколько сантиметров глубже, левее или правее. Объяснялся этот феномен крайне просто: потому что земля к себе притягивает. После откапывания фантика я взахлеб принималась рассказывать подружкам о том, что – да, действительно закопала его вон там, а нашла вот тут.
А какие украшения мы делали себе из плодов шиповника! Если долго тереть ягоду об асфальт сначала одной стороной, а потом другой, получалось колечко. Его можно надеть на палец, а можно разорвать и прицепить к уху как сережку.
Природные объекты часто выступали в роли тренажеров для развития храбрости. Время от времени в нашей дворовой компании возникали ситуации, когда требовалось съесть что-нибудь запретное или ядовитое, чтобы доказать свою смелость. Побеждали всегда мальчишки, хотя некоторые девочки старались от них не отставать.
Окружающий мир предоставлял нам массу возможностей для реализации своих фантазий. Его главное преимущество перед окультуренной средой было в том, что взрослые не чинили нам препон на пути творческого самовыражения. Вполне вероятно, что они поступали так отнюдь не из демократических побуждений. Скорее всего они не обращали внимания на важность происходящих у них на глазах событий, считая их пустой тратой времени. Ну а мы только того и ждали – ускользнуть от всевидящего ока старших и стремглав броситься на поиски новых приключений.
У каждого из нас много таких воспоминаний. Спасительных и целебных, где все скверное забывается, а все счастливое увеличивается в размерах. Без огромного мира предметов и образов немыслимо ни детство, ни последующая взрослая жизнь. Плюшевая собачка, ракушка, монеты и марки… Нужно только почаще бережно перебирать их… Без них не устоять на земле.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru