Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
 

Ребенок рисует, пишет, держит предметы левой рукой? Он – левша.
Но в какой степени? Это выяснится только при дальнейших исследованиях. Леворукость или полное левшество выявляется при ежедневном наблюдении за поведением ребенка, за его деятельностью на уроке и вне урока. Какой глаз он зажмуривает, когда прицеливается перед броском мяча? Каким ухом поворачивается к источнику приглушенного звука? Какой ногой отталкивается в прыжке?
Полные левши, как и полные правши, встречаются редко.
Чаще бывают смешанные типы. С частичным преобладанием правой или левой функции.
В общем, вариантов несколько десятков. Но самой важной чертой при обучении в школе всегда будет ведущая рука ученика. Ведь ему предстоит освоить сложнейший вид деятельности – письмо.

Людмила ИВАНИЦКАЯ,
кандидат биологических наук

Другой взгляд на зеркальные ошибки

Их причина не в лености и небрежности ученика, а в ином образе мышления

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина товаров для школьников MULTIKRASKI.RU. Воспользовавшись предложением интернет магазина MULTIKRASKI.RU, Вы сможете по выгодной цене купить ортопедические школьные рюкзаки для первоклассников, самых известных торговых марок. Удобная система поиска, подробное описание товаров и фотографии внешнего вида помогут определиться с выбором заказа, а доставка рюкзаков по всей России позволит совершить покупку через интернет магазин ранцев MULTIKRASKI.RU не покидая уютного кресла перед компьютером.

Нужно ли учителю вести себя с леворуким ребенком как-то по-особенному? Нет, достаточно быть деликатным. Проследить, чтобы ученику-левше было удобно писать. Сажать его за парту только слева (если сидят парами), не заставлять писать на доске, лишний раз подбодрить. Провести в классе беседу о том, что все люди разные (цвет глаз, характер, ведущая рука) и это хорошо, иначе было бы скучно. Объяснить детям, что левшам зачастую неудобно среди вещей, приспособленных для праворуких, и им надо помогать, а не обижать.
Учитель должен быть готов к тому, что некоторые задачи леворукие будут пытаться решать по-своему. Они могут складывать последовательность чисел не слева направо, а наоборот. Начинать рисовать домик не с основания, а с крыши. Писать буквы и слова в зеркальном изображении. Учителю нужно дифференцировать ошибки, вызванные другим стилем мышления. То, что у праворукого ребенка при освоении письма и счета получится естественно, леворукому придется заучить. И ему потребуется больше времени и усилий.
Кроме праворуких и леворуких существуют амбидекстры (от латинского «двуправый»). У них обе руки способны к сложной моторной деятельности. Причина этого явления в нестандартном разделении функций между большими полушариями головного мозга. В школе амбидекстры обычно не требуют особого отношения. Учитель чаще всего даже не догадывается об особенностях такого ребенка, потому что амбидекстры пишут и рисуют правой рукой, хотя могут делать это и левой.
Амбидекстры проявляют некоторые особенности, свойственные левшам, поэтому, если учитель замечает ошибки «зеркального» письма у ребенка, который пишет правой рукой, то здесь нужна консультация школьного психолога, чтобы выяснить особенности функциональной межполушарной асимметрии.
Что учитель может посоветовать родителям неправоруких детей? То же, что и всем остальным: внимательного и заботливого отношения к своему ребенку. Заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой и играми, развивающими тонкую моторику кистей рук. Учить рисовать, лепить, конструировать. Обеспечить своеобразный комфорт. Устроить удобное рабочее место. Проследить, чтобы свет падал справа. Купить специальные ножницы для левшей и компьютерную мышку.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru