Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

УЧЕБНЫЙ ГОД: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
 

Учебный год подходит к концу. Программа пройдена, и каждый учитель задумывается: как подвести итоги работы за год?
Можно написать традиционную итоговую контрольную работу, провести тестирование на знание пройденного материала.
Но есть и другие педагогические решения, позволяющие во время подведения итогов работы за год использовать накопленный опыт и знания, вместо того чтобы только проверять память своих учеников. Таких форм немало. Это выясняется из ваших писем, разговоров с учителями, из методических разработок, присланных на фестиваль «Открытый урок». Конференции, викторины, игры по образцу интеллектуальных телеигр, творческие работы, проекты – все эти формы могут быть использованы на итоговых занятиях для повторения пройденного за год. Объединяет их одно – ощущение того, что учились весь год не зря. Долгие часы учения, повторения, упражнений воплощаются в реальный, ощутимый результат.
Евгения СОКОЛОВА

Зачет по истории – на рыцарском турнире!

В виртуальном парке средних веков, созданном школьниками и учителями

Шестиклассники – одни из самых неугомонных среди школьного народа. А мы им итоговую контрольную на целый урок. Да еще по такой романтической и героической эпохе, как средневековье. Этому времени скорее соответствуют великие свершения, яркие события и безудержные фантазии. Вот и отлично. Таким и должен быть итог курса истории за шестой класс, решили учителя московской школы № 734 и вместе с ребятами провели цикл занятий, во время которых создавались проекты
воображаемого парка средних веков.

Дым кузниц и звон мечей

Подростки выбирали самых ярких героев, самые важные процессы и события. В подробностях продумывали, какие экспозиции виртуального парка могли бы увлекательно и в то же время исторически точно рассказать посетителям о средневековье. Фрагменты виртуальной экспозиции нужно было привязать к реальной местности, продумать маршруты, составить текст для экскурсоводов. Не обошлось и без выезда на место, где должен располагаться фантастический парк, чтобы увидеть своими глазами, как расположится феодальный замок, где было бы лучше построить фрагмент средневекового города; выбрать поляну для рыцарских турниров. Исхоженный ребятами с детства вдоль и поперек парк неуловимо изменился для них, пропитался ароматом истории: наполнился дымом воображаемых кузниц, звоном мечей и трубным ревом боевых рогов.

…Middle ages – великие и ужасные

– Дорожка, мощенная желтым кирпичом, приведет вас к мирному поселению франков на берегу реки Сены, – Катя сейчас немного похожа на телеведущую прогноза погоды. Только смотрит она не с экрана телевизора, а стоит у доски, на которой скотчем прикреплена карта какой-то фантастической местности с рисунками. В устье реки вплывает огромный драккар под полосатым парусом. Франки в ужасе убегают. Надпись на латинском языке гласит: «Боже, спаси нас от голода и викингов!». Идет защита проекта.
Если присмотреться, фантастическая местность оказывается увеличенным в масштабе планом ближайшего к школе лесопарка.

Как попасть на Столетнюю войну

Пару недель назад шестиклассники обсуждали, в какой форме они будут сдавать годовой зачет по курсу истории средних веков. Сначала все шло вяло. Ну, вопросы составим, викторину... Идея middle ages-парка, организованного по образу диснейленда, сначала вызвала недоумение. Как это попасть на Столетнюю войну? Что, прямо внутрь? А костюм, а меч со щитом?
Вот здесь-то ребята и зацепились, пошли фантазии одна интереснее другой. Сцены для воображаемого парка придумывались на ходу: рыцари бились на поединках и уходили в крестовые походы, король Артур усаживал друзей за круглый стол, цеховые мастера гильдии сапожников договаривались о ценах на свои изделия, а Мартин Лютер на соседней площади жег папскую буллу.
Все это буйство воспоминаний изученного исторического материала по средневековью нужно было превратить в итоговый зачет по курсу. Поэтому после долгих и жарких споров решили, что средневековый мир расположится в соседнем лесопарке.

Три условия

Здесь, кажется, есть все необходимое. Поляны для ведения военных действий. Холмы для рыцарских замков, городов и монастырей; пруды и речка, которые станут великим Средиземноморским бассейном и Балтийским морем. Караваны с товарами и любознательными купцами, а также пираты и авантюристы смогут передвигаться как по воде, так и по суше.
Нашлись любители-картографы, которые взялись добыть план лесопарка и отксерить для каждого, кто захотел подвести итоги года в форме создания и защиты своего проекта «Middle ages-парк».
Условий, которые нужно было соблюсти в проектной работе, было три. Два исторических: чтобы посетитель парка мог попасть в три средневековья – раннее, классическое и позднее. Чтобы воображаемая интерактивная экскурсия по каждому из этих исторических периодов рассказывала о реальных событиях и персонах. Каких – на то воля проектировщика. И одно условие экологическое: придуманную экспозицию вписать в реальный ландшафт. То есть деревья даже виртуально не рубить, пруды не осушать и речку вспять не поворачивать. Тут-то и понадобилось несколько выездов на местность.

Размышления после проекта

Внутри каждого проекта разместились историческая персона, действие, событие, реально зацепившее, заинтересовавшее двенадцатилетнего подростка. К событию хочется вернуться в памяти и в рисунке. Над словом или поступком исторического персонажа задуматься еще раз: почему так сказал, сделал? Почему я хочу, чтобы именно это увидели интерактивные посетители?
Одни хотели, чтобы их интерактивная экскурсия привела путешественников по средневековью в замок Ричарда Львиное Сердце и дворец Саладина. Другие сделали акцент на устройстве средневековых городов и деревень. Третьи увлеклись периодом феодальной раздробленности: в их экспозиции боевые отряды без конца должны были выяснять отношения с соседями с помощью меча и топора.
Защита работ с демонстрацией на карте, не говоря уже о привязке к местности, занимает несколько уроков.
Возможно создание компьютерной презентации своего варианта middle ages-парка. Если пригласить на защиту работ будущих шестиклассников, они могут оказаться самыми взыскательными виртуальными посетителями. А средневековье станет для них почти материальным, заманчивым.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru