Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ
 

Полина ФИЛИППОВА

Эти скучные упражнения из учебника

О чем мы забываем, задавая работу на дом

Спонсор публикации статьи: интернет проект «В ДОЛГ» предлагает услуги помощи в получении кредита наличными и получении денег в долг под проценты. Если Вам требуются деньги, но из-за плохой кредитной истории, или по другим причинам банки отказывают в выдаче кредита, то больше не надо вводить в поисковые интернет системы такие запросы, как «деньги в долг срочно». Посетив сайт «В ДОЛГ», который располагается по адресу http://vdolg.info/, Вы сможете поместить своё объявление о получении денег в долг, и разослать заявки на получение кредита в банки и другие кредитные учреждения.

– Напишите 10–15 предложений о вашем домашнем животном, – требовал учебник. «У меня нет домашних животных. У меня только два брата», – честно писала я на чистом английском языке. И с большой неохотой выдавливала из себя ещё восемь необходимых предложений про братьев. Учительница вздыхала и ставила мне четвёрку, поскольку я «не совсем верно поняла задание».
Дети знают: когда задание даёт учебник, делать его неинтересно. Ну списала, ну вставила буквы. «Посчитай», «повтори», «выучи наизусть» – этому хочется активно противодействовать. Предложения «подумай» или «расскажи» ещё хуже: все мыслительные задания из учебника вызывают исключительно зевоту. То, к чему побуждают авторы, упорно не хочет пробуждаться. По каким причинам?
Додумывать эти мысли после окончания школы людям некогда. Однако мне пришлось к ним вернуться, потому что мой младший брат, став шестиклассником, совсем перестал выполнять дэзэ (домашние задания). «Не хочу» – «А вот это, интересное?» – «Никакое задание делать не хочу». Ему не важно, творческое оно или репродуктивное, – игнорирует любое.
Я подумала: дело тут не в качестве заданий, а в возрастных особенностях школьников, точнее – в их потребности протестовать, бороться со всем, что их окружает, утверждать свое право быть таким, какой он есть. Лучшего образа врага, чем задача или упражнение в учебнике, на первых порах не найти. С одной стороны, это неизбежное зло, с другой – есть возможность с этим злом взаимодействовать. Захочу – и скрупулезно выполню все. Или ничего не сделаю.
Мой брат категорически отказывается делать всё тот же английский язык: «Учебник дурацкий, дэзэ делать не хочу. Не хочу читать и пересказывать, и слова учить я тоже не буду». После чего он топает ногой и прекращает разговаривать со всеми в доме. Но проходит полтора часа, и на пороге появляется его надомная учительница английского. Наш шестиклассник спокойно усаживается с ней за стол и в течение сорока пяти минут читает–переводит–пересказывает по тому самому «дурацкому» учебнику. Эта история повторяется с завидной регулярностью. Ради обаятельной «англичанки» мой брат согласен учить слова, и дэзэ по иностранному делать, и вообще готов выполнить любую ее просьбу. Усерден, оказывается. Значит, все-таки дело не в задании, а в мотивации к его выполнению? В том, как учитель мотивирует ученика, чем привлекает внимание ребенка, как заставляет интересоваться своим предметом… И значит, не важно, что задали делать, важно – кто задал и как.
Однако недавно пошатнулось и это мое умозаключение. Мой брат написал сочинение по литературе: «Каким должен быть настоящий учитель?». «Идеала нет», – начинает он и об этом рассуждает. Заканчивает: «Настоящий учитель открывает пути в жизнь». За это сочинение ему без каких-либо объяснений поставили тройку. Нетрудно догадаться: школе понадобились хорошие отзывы детей о педагогах (гранты, премии), а брат решил поделиться своими мыслями насчет педагогики.
Должен ли ребенок знать, зачем он делает ту или иную работу? Теперь я думаю: может быть, вопрос «зачем?» – основной в технике подачи заданий ребенку?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru