Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Людмила КОЖУРИНА

Время другое, дети другие...

Но значит ли это, что школа должна освободиться от всего, что не объясняется практическими соображениями?

В школе сейчас горячие деньки. Кто срочно пишет анализ-100, кто запоздавшую финансовую проверку принимает, кто статьи в школьный научный сборник собирает, кто на пришкольном участке трудится. Александр Уваровский, заместитель начальника управления образования Ростова, например, плывет
с детьми на теплоходе по Волге: школа для одаренных детей «Надежда» умеет учить и на плаву, и в сухопутном путешествии. Детский театр школы № 32 города Вологды показывает премьеру спектакля «Эй, кто-нибудь!» по пьесе Уильяма Сарояна. В Бийске руководители образования провели для педагогов методический семинар-презентацию своей работы. «Все бы ничего, – пишет нам учительница, – да вот беда: про фотографии детей и детские тексты говорили: «Ну, это не важно» – и быстро пролистывали, зато на своем тягучем канцелярите останавливались надолго». Очень многие педагоги в эти дни сосредоточены на результатах предварительного ЕГЭ: придираются к каждой мелочи, чтобы вызвать у учеников еще более серьезное отношение к аттестационной работе. Важно повысить результат.
Это ли не цель?

Мы прогрессисты. Нам нужны лучшее оборудование, лучшие ученики и учебники, лучшие показатели. Прогрессисты живут для лучшего, рассуждают примерно так: «Пусть ЕГЭ составлен и не очень хорошо, но год от года он совершенствуется, со временем все обязательно устроится» – они всегда обосновывают правильность текущего состояния. Уступая настоящему моменту в малом, они вынуждены согласиться и в большом. Дети не хотят читать русскую классику? Надо убрать ее из программы. Не могут решать сложные задачи? Выкинуть наиболее трудные темы! Время такое, дети другие. На то и модернизация образования.
Модернизация – прогрессистская идея. Стоит помнить, что ответственные люди, начиная модернизировать что-то, сначала фиксируют ситуацию, с которой начались изменения, создают Back-up (бэк-ап), точку восстановления. Иначе многое может быть безвозвратно утеряно, как секреты дамасской стали или верескового меда (эля, возвращающего человеку прапамять). Многие технологии, которые человечество не может повторить.
Золотой запас российского образования – учителя, владеющие педагогикой как искусством. Мгновенно схватывающие природу ребенка, точно угадывающие его преимущества в овладении преподаваемой дисциплины, умеющие провести его по понятной им дороге знаний, по необходимости – поддержать, направить. Этот опыт не поддается фиксированию в учебниках по педагогике. Он живет в духовной традиции. Пока еще наши дети умеют считать в уме, сами, рукой, пишут, читают книжки, любят петь и рисовать – ведь у нас «модернизация пробуксовывает». Изгонять из школы все «старое»: учебники, доску с мелом, предметное обучение, пожилых учителей, добрую полудомашнюю атмосферу – только-только начали. Но, увы, уже совсем перестали ценить в работе учителя то, что не поддается количественному измерению. Тем не менее… Уровень образования повсеместно катастрофически падает. Почему?
Дети живут в готовом мире. Он не зовет создавать, только пользоваться. Сломанные утюги больше не ремонтируют, одежду не перешивают, в устройстве процессора или автомобиля разбираться не видят необходимости. Всегда необходимо купить новое, сменить старое на новое... и тут главное – умение выбирать. Когда государство создает школу, адекватную текущему моменту, оно из всех наук важнейшей считает одну: учить культуре выбора готовых продуктов. «Выбери!», а не создай, придумай, оспорь, предложи своё. «Заполни тест!» При том что вроде бы никто не снимал с повестки дня школы «старых» задач: давать знания основ наук, воспитывать в гуманистических традициях – в первую очередь требуется сократить учебный материал, упростить его, объединить ряд предметов под интегративной вывеской и вывести в профили все, что мало-мальски связано с научным знанием.

Вопреки образовательному мейнстриму, российские ученые и бизнесмены принимают меры по спасению отечественного образования: корпоративные школы растут как грибы; стабильно и качественно работает несколько десятков специализированных лицеев при научных институтах. И все же: «Три четверти одаренных детей не могут расти вопреки всему. Не могут, как шампиньоны, пробивать асфальт. Их не надо затаптывать»,– говорит Юрий Плетнер, заместитель председателя правления фонда «Успехи физики» (Фонд академика Гинзбурга).
Предложение Фонда нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга простое: педагогов приглашают принять участие во Всероссийской интернет-конференции, посвященной обсуждению концепции и методик преподавания факультативного курса «История великих открытий, изобретений и инноваций». Конференция открылась в конце апреля на сайте Информационного интернет-канала НТ-Информ по адресу: www.rsci.ru/soi.
Инициатива эта дает педагогам реальную возможность принять участие в сохранении и приумножении лучших интеллектуальных традиций преподавания в российской школе. Создает спасительную ситуацию возвращения в «точку восстановления». Является шансом для тех, кто ратует не за потребление готового продукта, а за его создание. Для тех, кому действительно не безразлично, что происходит в школе, с детьми.
Сам академик Гинзбург формулирует ситуацию так: «Стремление к тому, чтобы на твоей Родине были невежды, – это не патриотизм. А стремление к тому, чтобы люди были образованными, – это и есть патриотизм».
В то время как министерство занимается вопросами, связанными с встраиванием России в Болонский процесс, реформой управления образованием и новыми формами финансирования, выдающийся ученый-физик говорит: «Самой серьезной проблемой является утеря нашей системой образования мотивационной составляющей, воспитывающей в молодежи активный интерес к творческой самореализации». Он полагает, что эффективная система образования – это особая атмосфера, формирующая у ученика осмысленный интерес к дальнейшему изучению специальных предметов, провоцирующая желание пробовать себя в качестве творцов, новых Коперников и Ломоносовых. И он предлагает поработать, чтобы воссоздать подобную образовательную среду – «с необходимыми поправками   на изменившиеся реалии. Сегодня. Завтра   будет уже поздно».

Мы сообщаем нашим читателям, что авторы наиболее интересных предложений, идей, комментариев в дальнейшем смогут участвовать в грантовой программе Фонда В.Л.Гинзбурга для учителей  – преподавателей курса “История великих открытий, изобретений и инноваций”. Открытие грантовой программы планируется в конце 2006-го – начале 2007 года.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru