Вторая тетрадь
школьное дело
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ТРЕУГОЛЬНИК
Елена КУЦЕНКО, Людмила КОЖУРИНА
Чтобы избежать конфронтации
Все неприятные разговоры о детях
укладываются, по сути, в одну простую схему
Нередко на работу с родителями нужно затратить
немало сил и времени, чтобы достичь
взаимопонимания. Но если оно установлено, то не
придется сталкиваться с одними и теми же
постоянно возникающими проблемами. А они
возникают, когда диалог учителя и родителя
заходит в тупик позиционного конфликта.
– Совсем от рук отбился, – говорит учитель в
праведном гневе, – не слушает на уроке, домашнюю
работу не выполняет, грубить начал. Что
происходит?
– Не знаю. Ведь это не я, а вы отвечаете за то, что
происходит с моим ребенком в школе.
– Вот как! Значит, я не могу решать вопрос с вами?
Тогда придется разбираться с директором!
Чтобы предотвратить начинающуюся ссору, лучше
сообщать о грозящих проблемах не ультимативно и
отстраненно – вот, полюбуйтесь: сплошные двойки,
– а спокойно и сочувственно. В конце концов, ваши
цели совпадают: дать ребенку возможность
проявить себя наилучшим образом. А загнанные в
угол, раздраженные родители, придя домой, могут
накричать на ребенка, а то и отлупить. Если же они
будут понимать, к какому предметнику нужно
подойти вместе с сыном или дочерью, договориться
о дополнительных занятиях и сроках пересдачи,
проконсультироваться со школьным психологом,
логопедом, у них появится шанс действовать
продуктивно. С родителями обращайтесь бережно,
даже с самыми агрессивными и упрямыми. Войдя в
положение родителя, дайте ему возможность
высказаться и перевести эмоции в конструктивное
русло логики:
– По какому поводу вы хотите обратиться в
администрацию школы?
– По поводу вашего некорректного поведения.
– Аргументируйте, пожалуйста, в чем оно
выражается?
– Вы недолюбливаете моего ребенка, придираетесь
к нему. Семенов же ничем не лучше моего, а оценки у
него хорошие.
– Оставим Семенова, поговорим о вашем сыне.
Почему вы считаете, что к нему придираются?
Многие родители очень болезненно относятся к
сравнению своих детей с другими, но в то же время
ревниво оглядываются на успехи одноклассников
своего ребенка. В данном случае упоминание
Семенова – это попытка перевести разговор на
другую тему, уйти от болезненной проблемы. Такие
попытки учитель должен пресекать, иначе истинное
положение вещей не откроется:
– Он с четырех лет ходит в спортивную секцию…
А теперь его приняли в школу олимпийского
резерва. Он все время тренируется, даже в
выходные. Нам всем не до уроков, мы возим его в
манеж.
– А вы уверены, что стараетесь для него, а не для
себя?
– А разве это не одно и то же?
В беседах с родителями учителю часто приходится
занимать сторону ребенка, защищать его интересы.
Напряжение и дискомфорт таких моментов
значительно снизятся, если учитель готов
привести жизненный пример или рассказать притчу:
– Многие родители думают именно так. Был у меня
лет 15 назад ученик. Рисовал постоянно. А родители,
рабочие завода, мечтали о том времени, когда их
сын «выучится на инженера и станет начальником».
Он учился в политехническом институте. И
оформлял холл, деканат, лестничные пролеты. На
заводе, куда он устроился инженером, он тоже
что-то расписывает. И, мягко говоря, не выглядит
счастливым… У вас дружная семья, поговорите по
душам. Подумайте, пожалуйста!
Хороший тон – заканчивать разговор о ребенке
выражением благодарности:
– И спасибо вам за этот разговор. Теперь я
смогу точнее вести себя с вашим сыном.
В конце концов, мы профессионалы, и нам предстоит
еще какое-то время работать и с ребенком, и с его
родителями. А сотрудничество всегда эффективнее
и приятнее конфронтации.
О том, как сделать родительское собрание
содержательным и полезным для родителей и
учителя, мы расскажем в следующем номере.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|