Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Елена КУЦЕНКО, Людмила КОЖУРИНА

Чтобы избежать конфронтации

Все неприятные разговоры о детях укладываются, по сути, в одну простую схему

Нередко на работу с родителями нужно затратить немало сил и времени, чтобы достичь взаимопонимания. Но если оно установлено, то не придется сталкиваться с одними и теми же постоянно возникающими проблемами. А они возникают, когда диалог учителя и родителя заходит в тупик позиционного конфликта.

– Совсем от рук отбился, – говорит учитель в праведном гневе, – не слушает на уроке, домашнюю работу не выполняет, грубить начал. Что происходит?
– Не знаю. Ведь это не я, а вы отвечаете за то, что происходит с моим ребенком в школе.
– Вот как! Значит, я не могу решать вопрос с вами? Тогда придется разбираться с директором!

Чтобы предотвратить начинающуюся ссору, лучше сообщать о грозящих проблемах не ультимативно и отстраненно – вот, полюбуйтесь: сплошные двойки, – а спокойно и сочувственно. В конце концов, ваши цели совпадают: дать ребенку возможность проявить себя наилучшим образом. А загнанные в угол, раздраженные родители, придя домой, могут накричать на ребенка, а то и отлупить. Если же они будут понимать, к какому предметнику нужно подойти вместе с сыном или дочерью, договориться о дополнительных занятиях и сроках пересдачи, проконсультироваться со школьным психологом, логопедом, у них появится шанс действовать продуктивно. С родителями обращайтесь бережно, даже с самыми агрессивными и упрямыми. Войдя в положение родителя, дайте ему возможность высказаться и перевести эмоции в конструктивное русло логики:
– По какому поводу вы хотите обратиться в администрацию школы?
– По поводу вашего некорректного поведения.
– Аргументируйте, пожалуйста, в чем оно выражается?
– Вы недолюбливаете моего ребенка, придираетесь к нему. Семенов же ничем не лучше моего, а оценки у него хорошие.

– Оставим Семенова, поговорим о вашем сыне. Почему вы считаете, что к нему придираются?
Многие родители очень болезненно относятся к сравнению своих детей с другими, но в то же время ревниво оглядываются на успехи одноклассников своего ребенка. В данном случае упоминание Семенова – это попытка перевести разговор на другую тему, уйти от болезненной проблемы. Такие попытки учитель должен пресекать, иначе истинное положение вещей не откроется:
– Он с четырех лет ходит в спортивную секцию… А теперь его приняли в школу олимпийского резерва. Он все время тренируется, даже в выходные. Нам всем не до уроков, мы возим его в манеж.
– А вы уверены, что стараетесь для него, а не для себя?
– А разве это не одно и то же?

В беседах с родителями учителю часто приходится занимать сторону ребенка, защищать его интересы. Напряжение и дискомфорт таких моментов значительно снизятся, если учитель готов привести жизненный пример или рассказать притчу:
– Многие родители думают именно так. Был у меня лет 15 назад ученик. Рисовал постоянно. А родители, рабочие завода, мечтали о том времени, когда их сын «выучится на инженера и станет начальником». Он учился в политехническом институте. И оформлял холл, деканат, лестничные пролеты. На заводе, куда он устроился инженером, он тоже что-то расписывает. И, мягко говоря, не выглядит счастливым… У вас дружная семья, поговорите по душам. Подумайте, пожалуйста!
Хороший тон – заканчивать разговор о ребенке выражением благодарности:
– И спасибо вам за этот разговор. Теперь я смогу точнее вести себя с вашим сыном.
В конце концов, мы профессионалы, и нам предстоит еще какое-то время работать и с ребенком, и с его родителями. А сотрудничество всегда эффективнее и приятнее конфронтации.

О том, как сделать родительское собрание содержательным и полезным для родителей и учителя, мы расскажем в следующем номере.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru