Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ

Диспансеризация многим, если не всем, учителям кажется страшным наказанием, преследующим их из года в год. И в первую очередь потому, что проводится она часто из рук вон плохо. К ней редко относятся серьезно даже врачи, что уж говорить о детях и об учителях. В поликлиниках на внезапно нагрянувших школьников смотрят
с раздражением – дети носятся по коридорам, кричат.
Учителя нервничают: «Тихо! Успокойтесь!» Но угомонить класс, оказавшийся на свободе в урочное время, невозможно.
Когда врачей приглашают в школу, ситуация не лучше.
Учеба фактически срывается во всех классах. Неужели выхода нет?

Ольга НИКИТИНА

Тема урока: диспансеризация

Попробуем превратить предстоящий поход в поликлинику в образовательную ситуацию

Классный час
К походу в поликлинику стоит готовиться заранее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы дети поняли, зачем нужна диспансеризация. Для этого можно провести классный час, посвященный диспансеризации, пригласить на него врача (необязательно школьного), учителя физкультуры. Важно, чтобы они не только рассказали ребятам, почему им придется посетить разных специалистов, но и ответили на множество детских вопросов. Именно эти вопросы должны занять главную часть собрания класса.
Детям бывает сложно сформулировать вопросы, особенно если заранее их к этому не приучили. Поэтому если классный руководитель сам построит беседу с приглашенными как ответы на свои, заранее продуманные вопросы, через некоторое время в разговор вступят ребята.
Вот возможные вопросы к врачу.
Что означает слово «диспансеризация», почему ее проводят регулярно, посещение каких врачей обязательно, зачем берут на анализ кровь, мочу, о каких заболеваниях можно узнать с их помощью, что означает фраза врача: «На что жалуешься?», нужно ли рассказывать про все свои недомогания, может быть, лучше промолчать? Что такое остеохондроз? Плоскостопие? Почему такой диагноз ставят многим, но в жизни мы это почти не замечаем? Вопросов может быть гораздо больше, главное – заметить момент, когда они появятся и у учеников.
А учителя физкультуры можно спросить: при каких заболеваниях опасна серьезная физическая нагрузка, почему для борьбы с некоторыми болезнями нагрузка бывает необходима? Могут ли упражнения заменить лекарства?
И если такая беседа заставит ребят впервые задуматься о том, что к вопросам здоровья нельзя относиться пренебрежительно, можно будет сказать – работа проведена не зря.

Урок биологии
В рамках занятий можно предложить ребятам сделать небольшие доклады о различных заболеваниях, о том, как их можно диагностировать на ранних стадиях развития. Если этот материал изучается в рамках курса анатомии, это сделать очень просто. Если же диспансеризация проводится в младших классах, то стоит привлечь ребят-старшеклассников, дать им возможность рассказать о том, что они узнали.
Можно провести мини-конкурсы на знание различных медицинских терминов, вполне уместна будет небольшая ролевая игра «Прием в поликлинике» с последующим обсуждением. Такая работа покажет ребятам, что биология нужна для того, чтобы научиться следить за собственным здоровьем и здоровьем близких.

Маршрутный лист
Но как все-таки удержать возбужденных детей от соблазна громко разговаривать, хохотать и бегать? Поможет организация небольшой игры. Пусть мальчики и девочки – две группы – выберут ответственного за диспансеризацию. Ему выдается маршрутный лист с номерами кабинетов врачей. Задача каждой группы – так простроить свой график, чтобы пройти всех специалистов... пересекаясь как можно реже с другими группами, не вступая в пререкания ни с кем. Задание лучше всего заранее придумать вместе с детьми, как и условия дальнейшего подведения результатов. Победителям – приз.
Нужен еще один классный час, чтобы обсудить, что было в этот день. Не стоит делать акцент на болезнях, это частное пространство каждого ребенка, а вот наградить тех, кто сумел хорошо организовать свою группу, ни с кем не поругаться, стоит. И может быть, на следующий год проблем с посещением поликлиники будет меньше.

Может пригодиться

На сайте саратовских педагогов http://he­alth.best-host.ru/ можно скачать тексты программ "Основы здорового образа жизни" в формате Word, в том числе Методические рекомендации по интеграции программы в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

На том же сайтепредлагается "Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни учащихся 1-4 классов": "Внутренняя кухня человека"

Занятие "Наши зубы". 1 класс;

"Расти здоровым". Занятия "Великие волшебники"; "Чистота дома и в школе". 2 класс;

"Мой организм - целая планета. Знакомство с ее жителями, устройством и функционированием". 2 класс;

Тема "Как оценить количество и качество своего здоровья". 4 класс;

Дидактические игры как средство формирования навыков здорового образа жизни. Автор - М. Павлова

Книги доктора педагогический наук Георгия Зайцева учат подростков самостоятельному анализу собственного здоровья, а также способам коррекции своего образа жизни. У автора вышли и пособия для учителей.

Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. 3-е изд., СПб., 2001.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru