Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ТОЧКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
 

Многим учителям знакомо чувство разочарования, когда после нескольких попыток использовать понравившуюся технологию «ничего не получается». В методическом пособии все замечательно описано, автор на мастер-классе показал блистательный урок. Но при попытке повторить отдельные приемы или выстроить урок в логике приглянувшейся технологии все рушится. Почему?
Чтобы эффективно использовать чужие разработки, нужно относиться к ним как к исходному рабочему материалу, который учитель использует для собственного педагогического проекта.
Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
кандидат педагогических наук

Работа учителя как проект

Проанализируем этапы этой деятельности и попробуем понять,
чем она может быть полезна в повседневном педагогическом труде

Этап первый. Определение собственной педагогической веры

Многие ученые настоятельно рекомендуют прежде всего определить свои педагогические ценности, понять, какая педагогическая философия тебе ближе. Большинство учителей делают это интуитивно, не пытаясь определить вербально, описать. Но при таком подходе неизбежно возникновение противоречий, часто приводящих учителя в тупик.
Например, учитель, внутренне (неосознанно) разделяющий ценности и философию свободного образования, заинтересовался технологией обучения при помощи опорных конспектов и пробует использовать ее в виде, описанном автором. При этом учитель никогда не получит ожидаемого эффекта: развития индивидуальности каждого ученика, появления новых полей деятельности. Дело в том, что эта технология создана исходя из другой педагогической философии, при которой целью работы ставится обучение ребенка набору действий, позволяющих быстро запоминать изучаемый материал.
Если же педагог понимает, что сама по себе технология интересна, но исходит из противоположных ему ценностей, он вполне может ее использовать на своих занятиях, добиваясь эффекта, необходимого именно ему. Например, он может не создавать один общий опорный конспект для класса, а предложить создать индивидуальные опорные конспекты. Потом – предложить создать опорные конспекты в группах, доказав друг другу необходимость тех или иных элементов. Кто-то станет организатором групповой работы, кто-то – художником. Желаемый эффект будет достигнут: тот, который был ожидаем учителем, а не автором технологии. Бесспорно, у этого педагога дети не научатся решать задачки так, как у Шаталова (в этом смысле технология «не сработает»), зато научатся многому другому.
Гораздо чаще складывается противоположная ситуация. Учитель, разделяющий философию и ценности классно-урочной системы, пытается воспроизвести технологию, созданную на основе философии свободного образования. Например, учитель пробует использовать методы групповой работы, описанные в педагогике Штайнера. При этом педагог, даже если он полностью воспроизведет все тонкости работы в группе, описанные авторами вальдорфской педагогики, никогда не добьется желаемых (именно им!) результатов: освоения материала, заранее заданного педагогом.
Итак, учитель, желающий использовать чьи-то педагогические технологии, должен прежде всего определиться с собственными педагогическими взглядами и понять, какой педагогической философии придерживался автор изучаемой технологии.

Этап второй. Постановка цели

Чтобы простроить собственную педагогическую деятельность, мало знать, как работают другие. Прежде всего нужно понять, чего ты сам ждешь от своих занятий на выходе, чего добиваешься на каждом конкретном уроке. То есть необходимо сформулировать цель собственной работы.
На первый взгляд это сделать просто. Цель? Пройти параграф, научить детей. А что значит – научить? Сделать так, чтобы они повторили на следующем уроке то, что написано в книжке, – это одна цель. Научить сдавать экзамен или писать тесты – другая. Добиться, чтобы дети заинтересовались данным предметом, – третья.
Часто педагог не всегда заранее определяет цели. «Мы едем с ребятами изучать лес. Нужно разбить их на группы, сделать то и это». Но зачем? Оказывается, учитель об этом и не думал. Однако если целенаправленно поговорить о предстоящей поездке, то может оказаться, что главной своей задачей педагог видит... сплочение класса в полевых условиях.
Такая задача может быть поставлена, как и любая другая. При этом главное – понимать ее, чтобы потом, после проделанной работы, не начать требовать от ребят совсем другого – например, знаний по предмету. Биология в этом случае лишь материал, который используется для достижения главной цели.
Поставить перед собой цель на самом деле трудно. Для этого мало сказать самому себе: «Я хочу, чтобы...» Такого рода «цель» – из области мечтаний. Ведь учитель может хотеть одного, ребенок – другого. Чтобы сформулировать цель своей работы, прежде всего нужно понять, что именно в данной ситуации не устраивает педагога, что он стремится (в том числе и во время уроков) изменить.
При постановке цели нельзя забывать, что через некоторое время нужно будет остановиться и понять, каков эффект от проделанной работы, то есть насколько эта цель достигнута. Если цель, например, – «научить детей биологии», то стоит задуматься, как в конце учебного года учитель сможет это проверить и можно ли вообще научить кого-то всей современной биологии. При этом цель «пройти учебник для шестого класса, научить отвечать на вопросы в конце параграфа» вряд ли удовлетворит учителя, ведь он знает, что прохождение учебника имеет мало общего с продвижением к знанию биологии.
Варианты целей, которые может ставить перед собой учитель, неплохо изложены в стандарте образования. Только там так много целей, которые порой противоречат друг другу, что выполнить все их просто невозможно. Тем не менее именно нынешний стандарт некоторые учителя используют для того, чтобы создать свой педагогический проект. В сформулированных там целях в основном определены некоторые умения, которые должны появиться в результате обучения.
Определение цели своей работы как результата, которого педагог стремится достичь на каждом этапе, позволит учителю сформулировать задачи на каждый конкретный урок, понять, какие технологии и методики при этом стоит использовать.

Этап третий. Анализ результатов

Итак, понята философия, исходя из которой строится данный педагогический проект; сформулирована цель, которой нужно в результате его воплощения достигнуть. Теперь пора подумать об этапах, которые предполагается пройти для достижения поставленной цели, и о способах анализа достигаемых результатов. Такой анализ необходим на каждом этапе: во время текущей работы он проводится для корректировки проекта.
Самая распространенная ошибка – попытка анализировать (и на промежуточных этапах, и при завершении некоторого педагогического проекта) не собственную деятельность и ее результаты, а деятельность своих учеников. Спрашиваешь, каких результатов удалось достигнуть, учителя отвечают, сколько выпускников поступили в вузы. Или говорят, что проект провалился, потому что дети плохо сдали выпускной экзамен.
Анализировать можно и нужно только свою работу: как она изменилась, к каким результатам (именно с этими учениками) привела, что в этой работе (а не в учениках!) следует изменить, чтобы она была более эффективной. И на основе такого анализа выдвигать новые цели, использовать новые способы для их достижения. Проект – это постоянное развитие. Один и тот же проект нельзя повторять несколько раз, он постоянно трансформируется, превращаясь в нечто новое.

...На самом деле именно в режиме проектной деятельности работают большинство хороших педагогов. Они используют чужие образовательные технологии каждый по-своему, учитывая особенности своих учеников, собственные возможности и способности. Этих учителей очень просто обнаружить в любом педагогическом коллективе. Стоит только спросить, смогут ли они сегодня, без подготовки, сдать госэкзамен по профилирующим предметам. Обычно они говорят, что только через несколько лет работы в школе им удалось разобраться во многих внутрипредметных тонкостях: деваться некуда было, дети задают столько вопросов – только успевай искать ответы. Ведь обучение детей такие учителя видят как задачу для себя, а не только для ребят.
Педагоги, работающие в плановом режиме, с легкостью убеждают себя, что все детское незнание лишь продукт ученической лени. На вопрос о сдаче госэкзаменов они обычно отвечают, что знают только школьные учебники, а серьезный предмет давно забыли.
Не все осознают, в каком режиме они работают. Нужно ли такое осознание? Вероятно, да. Ведь оно дает ответы на многие вопросы, постоянно возникающие у учителя. И в первую очередь на сакраментальный вопрос: «Как работать?» Так, как нужно сегодняшним ученикам, как интересно самому педагогу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru