Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ
 

Владислав РЕДЮХИН,
эксперт

Методика разработки

Методика разработки Программы развития образовательного учреждения, содержащей систему показателей достижения запланированных результатов, выглядит так.
Сначала анализ сложившейся ситуации. Какова она в школе? Но не только. Какова она вокруг школы – в тех масштабах, куда проникает взгляд руководителя, и в тех «высотах», откуда на школу действуют разные субъекты влияния.
Затем выработка текста Программы развития. И тут первый совет: обратите внимание на то, что, при всем многообразии школ и их программ, структура разделов программ развития одна – как для образовательных учреждений, так и для муниципальных, региональных, федеральных.
Самое сложное при написании Программы развития – обеспечить целостность и логическую связность ее составляющих частей. Соответствие целей задачам. Задач – результатам. Результатов – затратам. Эта сложность преодолима, если воспользоваться методикой разработки Программы развития образовательного учреждения, содержащей систему показателей достижения запланированных результатов.
Таблица 1: выбор приоритетов
Вопрос о том, какие проблемы образования должна решить школа путем реализации Программы развития, связан с ценностями тех, кто программу составляет, и тех, кто программу финансирует. Для обозримости выборов в два столбца выписываются выявленные проблемы и показатели и индикаторы их наличия.
Таблица 2: частные цели
Когда приоритетные направления развития вашей школы выписаны в столбец, по строкам перечислите субъектов, влияющих на эти проблемы: вышестоящих – федеральных, региональных, муниципальных, а также тех, кто входит в ведение школы – педагогов, родителей, учащихся. На пересечении возникают частные цели программы. Формулировка целей доводится до варианта, когда результат достижения каждой цели является возможным и измеримым.
Таблица 3: задачи
На третьем шаге методики цели сопоставляются с имеющимися ресурсами – на пересечении возникают задачи. Остаются только реальные, достижимые задачи, результат решения которых можно измерить.
Таблица 4: план
Каждой задаче приписывается ответственный за ее решение и результат. Их может быть несколько. Таблица представляет собой хорошо известный план-график, или календарный план с описанием планируемых результатов.
Таблица 5: нормативы и стандарты
Теперь каждый результат сопоставляется с имеющимся или требуемым нормативом. Ими могут стать любые стандарты. В настоящее время отсутствуют стандарты профессии учителя, директора. Нет и стандарта школы или органа исполнительной власти. Их разработка может происходить на мероприятиях, заложенных в план-график программы.

Материал подготовлен по докладу на семинаре Сети консультантов
по организационному развитию ODN.
Авторскую версию читайте, пожалуйста, на сайте http://pedsovet.org/forum/index


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru